Разное

Каким бывает программный код: Программный код и типы операций

Содержание

Программный код и типы операций

Чтобы написать качественный программный код, необходимо разобраться, что же такое операции. Наряду с теорией в статью включены наглядные примеры.

В предыдущей части мы познакомились с разновидностями ошибок и отладкой. Двигаемся дальше и переходим от строго теоретических основ к более глубокому изучению и пониманию программирования.

Строка кода, выражения и операторы

Единицей любого исходного кода является LOC (строка кода). Простейшая программа – это и есть строка. LOC может быть ключевым словом, символом или инструкцией. Это строка до тех пор, пока она расположена на отдельной линии кода.

Рассмотрим простую строку:

area = 0.5 * base * height

0.5 * base * height – это выражение. Выражение представляет собой комбинацию операторов и операндов. В приведенном здесь примере операнды – это 0.5, base и height. Напомним, что 0.5 – это число с плавающей запятой, а base и height – переменные. Оператором является * (умножение).

Но выражения не могут быть значимыми, оставаясь просто строками. Когда мы присваиваем значение выражения другой переменной, мы получаем то, что называется инструкцией (statement) – самой малой автономной частью ЯП. Если мы добавим к выражению ключевое слово, это все еще будет инструкцией. Например: return 0.5 * base * height

В нашей статье statement будет представлен как символ S, а n-ая инструкция – как Sn в последовательности (или множестве) инструкций.

Чтобы быстро понять программный код и кодинг в целом, нужно разобраться с порядком выполнения программы. Изучив основные операции, вы с легкостью сможете находить их во многих языках программирования, которые освоите.

Обратите внимание, что примеры, приведенные в этой статье, являются базовыми. Вам следует опираться на изучаемый язык программирования, чтобы получить глубокое знание ключевых слов, которые он предоставляет.

Также основные операции, перечисленные в статье, отличаются от шаблонов проектирования (паттернов) в программировании. Сначала поймите базис, опираясь на который, в дальнейшем вы сможете без труда освоить шаблоны проектирования.

Вот основные операции в программировании:

  • Последовательные
  • Условные/Ветвление
  • Итерационные/Повторяющиеся/Зацикленные

Разберем их более подробно.

Последовательные операции

Это основные операции, в рамках которых один оператор выполняется после другого:

S1
S2
S3
.
.
.
Sn

В некоторых языках программирования, таких как JavaScript, S3 можно выполнить еще до S1. Это происходит, если S1 блокируется некоторыми задачами, для выполнения которых может потребоваться больше времени, например, для базы данных или асинхронных задач. Есть способы обойти подобные случаи. Это будет несложно после того, как вы выберете подходящий для изучения язык программирования.

Условные операции/Ветвление

Инструкция, которая выполняется, определяется условиями. В этом поможет оператор условного выбора ветви if, без которого не обходится практически ни один программный код.

Пример:

if (condition) then:
  S1

В приведенном выше примере выполняется либо S1, либо ничего не происходит. S1 выполняется, только если заданное условие истинно.

Вот еще один пример:

if (condition) then:
  S1
  S2
else:
  S3
  S4

Его можно прочитать как запуск либо S1S2, либо S3S4 в зависимости от условия. Если условие истинно, выполняются S1 и S2. В противном случае будут выполняться S3 и S4. В действительности это представляет собой последовательный вывод:

S1
S2

Существуют также многоуровневые условия:

if (condition1) then:
  S1
else if (condition2) then:
  S2
else:
  S3

Здесь, если первое условие (condition1) истинно, запускается S1. В противном случае проверяется второе условие (condition2), и если оно истинно, происходит выполнение S2. И таких вариантов может быть много.

Но в многоуровневых условиях лучше применять оператор switch, поддерживаемый большинством языков программирования. Разберем switch на примере:

switch value:
  case condition1:
    S1
    break
case condition2:
    S2
    break
default:
    S3

Первое и второе условия сравниваются с применением инструментов switch. Если какое-либо из них истинно, то выполняется оператор в соответствующем блоке case.

Существуют и другие варианты условных операций. Некоторые из них относятся к конкретному языку программирования, который вы решили изучать. Например, условный оператор (: ?) и прочие ключевые слова, которые облегчают ветвление, такие как cycle (цикл) и break (прерывание).

Итерационные/Повторяющиеся/Зацикленные операции

Сложно представить качественный программный код без единого цикла. Итерационная/повторяющаяся операция обеспечивает выполнение до тех пор, пока оно соответствует заданному условию. Выполнение завершается только тогда, когда условие перестает быть истинным (становится false).

Например:

while (condition):
  S1
  S2

В приведенном выше примере S1 и S2 будут выполняться один раз, несколько раз или вообще не выполнятся. Если заданное условие в цикле while истинно, тогда происходит обработка и запуск S1, S2. После этого условие while снова проверяется, и S1 с S2 будут выполняться до тех пор, пока условие истинно.

В тот момент, когда условие станет ложным, выполнение S1 и S2 прекратится.

Результат из примера выше, если условие истинно трижды:

S1
S2
S1
S2
S1
S2

Что это за операция? Правильный ответ – последовательная. Как видите, другие типы операций не исключают наличие последовательности.

Вот еще один шаблон итерации:

do:
  S1
  S2
while (condition)

В этом примере S1 и S2 будут выполняться один или более раз. Это происходит потому, что выполнение объявлено еще до проверки состояния, а следовательно, один раз выполнение пройдет наверняка.

Во многих языках программирования для реализации повторяющихся операций предусмотрены ключевые слова, такие как do и while. Другим ключевым словом является for.

Небольшой пример с применением оператора цикла for:

for (initialvalue; condition; decrement/increment initialvalue):
  S1
  S2

Во многих языках foreach используется для обработки каждого элемента сложного объекта, такого как массив или структура.

Двигаемся дальше

Мы рассмотрели основные операции, которые включает в себя любой программный код. Помимо перечисленных, существует и множество других. Также есть:

  1. Функции – подпрограммы, всегда возвращающие результат.
  2. Процедуры – фрагменты программы, которые можно вызывать из любого места кода.

В разных языках программирования эти составляющие реализовываются по-разному.

На данном этапе вы уже изучили основные концепции программирования. Для дальнейшего совершенствования существует много ресурсов, которые помогут вам учиться. Поначалу многие вещи и термины от ведущих программистов будут казаться непонятными, но со временем вы изучите принципы работы отдельных элементов кода, начнете практиковаться и обязательно достигните необходимого уровня.

На нашем сайте есть немало видеуроков, которые помогут во всем разобраться и построить карьеру в сфере разработки. Вот лишь некоторые из них:

Викторина

Определите типы операций, которые использованы в следующем фрагменте кода Python:

numlist=[]
cnt=0
while cnt >= 0:
    m=int(raw_input())
    if m < 0:
        break
    numlist.append(m)
    cnt=cnt+1

Ответы на вопросы

  1. Последовательная
  2. Итерационная (while)
  3. Условная (if)

Правильный и неправильный программный код

Код программы может быть написан по разному. Абсолютно по разному можно понимать и правильность кода. Ведь один и тот же функционал можно написать несколькими вариантами. Каждый из таких вариантов может быть по своему как хорош, так и полон недостатков. Поэтому, точно утверждать, что какой-то конкретно написанный фрагмент кода написан неверно, бывает иногда сложно.

Код соответствует требованиям

В первую очередь, если код соответствует ожиданию — делает то, что было задумано и работает как того ожидал программист, то код можно считать правильным. Другое дело, когда код по какой-то причине выполняет совершенно неожидаемое и не нужное действие.

Поддержка кода

Поддерживаемость и повторное использование кода само за себя говорит о хорошей программе. Ведь есть программа пользуется спросом, ее использует большое количество пользователей, то безусловно будет необходима возможность добавления нового функционала в программу. С плохо организованным и запутанным кодом, части которого нельзя повторно использовать, безусловно говорит о неудачной стороне такой программы. Поэтому код должен быть понятен другим программистам, которые работают над ним.

Скорость программы

Скорость работы программы тоже не маловажный атрибут хорошего кода. Трудно работать с программой, которая очень медленно работает, постоянно зависает и заставляет тебя чего-то ждать. Но не нужно брасаться и ускорять все подряд. Вовсе нет. Сперва нужно понять и разобраться, какие участки кода наиболее часто используются программой, почему эти участки медленные и как именно их оптимизировать для повышения скорость работы программы.

Маскировка ошибок кода

Порой, при возникновении какой-то очень непонятной ошибки, которую трудно отловить и понять, в чем заключается ее суть, откуда берется ее начало и как ее вообще исправить. В некоторых случаях, достаточно поставить какую-то проверку или исключение, чтобы эта ошибка не проявлялась в какой-то конкрентной ситуации. Однако бывает, что этого недостаточно и ошибку нужно исправлять, а не маскировать. Одно неправильное поведение программы, влечет за собой очередную порцию неправильных поведений и как следствие, возникновение все новых ошибок поверх старых. Как только вы замаскировали одну ошибку, как рядом с ней может появится другая ошибка, которая исходит из первой. Вы будете долго искать причину, по которой эта ошибка появилась, и возможно что даже не поймете, что виной всему первая замаскированная. И таких ошибок, вытекующих друг из друга, из других замаскированных ошибок, может быть много. Все это влечет программу к неуправляемости и ее попросту становится трудно поддерживать.

Излишнее комментирование

Программа должны нести в себе понятно написанный код. Для этого необходимо называть переменные и методы понятными именами, чтобы при прочтении кода, можно было понять, какое действие выполняется. Если же этого недостаточно, то нужно прокомментировать участок кода и пояснить, что он делает. Однако, зачастую не стоит увлекаться излишним комментированием. Необходимо это делать там, где действительно нужно. Ведь если вдруг вы измените какой-то участок кода, а комментарий забудете и оставите старый, то его смысл потеряется, через некоторое время комментарий может ввести вас в заблуждение и вы можете запутаться. Поэтому, не стоит описывать буквально каждую переменную или условие. Достаточно описать, что именно делает тот или иной метод, за что отвечает действие или какой-либо модуль.

Оптимизация раньше времени

Не стоит бросаться, что-то оптимизировать, упрощать, сокращать в коде без острой на это необходимости. Часто, несколько неоптимизированных строк кода проще для понимания и выполняют поставленную задачу, нежели одна короткая и непонятная строка. Поэтому, следует писать прежде всего простой и понятный код. Затем смотреть, есть ли необходимость как-то его улучшать, не повредив при этом работе программы.

А что вы думаете по этому поводу? Где следует проводить грань различия между правильным и неправильным кодом?

Автор

Программист с образованием в области IT и опытом разработки на разных языках. Автор статей по программированию. Общий опыт работы в сфере IT и интернета более 5 лет.

Программный код — это… Что такое Программный код?

Исходный код, написанный на JavaScript

Исхо́дный код (также исхо́дный текст) — текст компьютерной программы на каком-либо языке программирования. В обобщённом смысле — любые входные данные для транслятора.

Исходный код либо транслируется в исполняемый код при помощи компилятора, либо исполняется непосредственно по тексту при помощи интерпретатора.

Назначение

Исходный код либо используется для получения объектного кода, либо выполняется интерпретатором. Изменения никогда не выполняются над объектным кодом, только над исходным, с последующим повторным преобразованием в объектный.

Другое важное назначение исходного кода — в качестве описания программы. По тексту программы можно восстановить логику её поведения. Для облегчения понимания исходного кода используются комментарии. Существуют также инструментальные средства, позволяющие автоматически получать документацию по исходному коду — т. н. генераторы документации.

Кроме того, исходный код имеет много других применений. Он может использоваться как инструмент обучения; начинающим программистам бывает полезно исследовать существующий исходный код для изучения техники и методологии программирования. Он также используется как инструмент общения между опытными программистами, благодаря своей (идеально) лаконичной и недвусмысленной природе. Совместное использование кода разработчиками часто упоминается как фактор, способствующий улучшению опыта программистов.

Программисты часто переносят исходный код из одного проекта в другой, что носит название повторного использования кода (Software reusability).

Исходный код — важнейший компонент для процесса портирования программного обеспечения на другие платформы. Без исходного кода какой-либо части ПО, портирование либо слишком сложно, либо вообще невозможно.

Организация

Исходный код некоторой части ПО (модуля, компонента) может состоять из одного или нескольких файлов. Код программы не обязательно пишется только на одном языке программирования. Например, часто программы, написанные на языке Си, с целью оптимизации, содержат вставки кода на языке ассемблера. Также возможны ситуации, когда некоторые компоненты или части программы пишутся на различных языках, с последующей сборкой в единый исполняемый модуль при помощи технологии известной как компоновка библиотек (library linking).

Сложное программное обеспечение при сборке требует использования десятков, или даже сотен файлов с исходным кодом. В таких случаях для упрощения сборки обычно используются файлы проектов, содержащие описание зависимостей между файлами с исходным кодом, и описывающие процесс сборки. Эти файлы так же могут содержать и другие параметры компилятора и среды проектирования. Для разных сред проектирования могут применяться разные файлы проекта, причем в некоторых средах эти файлы могут быть в текстовом формате, пригодном для непосредственного редактирования программистом с помощью универсальных текстовых редакторов, в других средах поддерживаются специальные форматы, а создание и изменения файлов производится с помощью специальных инструментальных программ. Файлы проектов обычно включают в понятие «исходный код». В подавляющем большинстве современных языковых сред обязательно используются файлы проектов вне зависимости от сложности прочего исходного кода, входящего в данный проект. Часто под исходным кодом подразумевают и файлы ресурсов, содержащие различные данные, например, графические изображения, нужные для сборки программы.

Для облегчения работы с исходным кодом, для совместной работы над кодом командой программистов, используются системы управления версиями.

Качество

В отличие от человека, для компьютера нет «хорошо написанного» или «плохо написанного» кода. Но то, как написан код, может сильно влиять на процесс сопровождения ПО. О качестве исходного кода можно судить по следующим параметрам:

  • читаемость кода (в том числе наличие или отсутствие комментариев к коду;
  • лёгкость в поддержке, тестировании, отладке и устранении ошибок, модификации и портировании;
  • низкая сложность;
  • низкое использование ресурсов — памяти, процессора, дискового пространства;
  • отсутствие замечаний, выводимых компилятором;
  • отсутствие «мусора» — неиспользуемых переменных, недостижимых блоков кода, ненужных устаревших комментариев и т. д.

Неисполняемый исходный код

Копилефтные лицензии для свободного ПО требуют распространения исходного кода. Эти лицензии часто используются также для работ, не являющихся программами — например, документации, изображений, файлов данных для компьютерных игр.

В таких случаях исходным кодом считается форма данной работы, предпочтительная для её редактирования. В лицензиях, предназначенных не только для ПО, она также может называться версией в «прозрачном формате». Это может быть, например:

  • для файла, сжатого с потерей данных — версия без потерь;
  • для рендера векторного изображения или трёхмерной модели — соответственно, векторная версия и модель;
  • для изображения текста — такой же текст в текстовом формате;
  • для музыки — файл во внутреннем формате музыкального редактора;
  • и наконец, сам файл, если он удовлетворяет указанным условиям, либо если более удобной версии просто не существовало.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

Исходный код: что нужно знать, чтобы успешно защитить права на программное обеспечение?

Программное обеспечение — специфический объект авторских прав. Программы обладают рядом технических характеристик, которые нужно учитывать, чтобы успешно защищать интересы правообладателей. Что такое исходный код программы? Как доказать, что программу украли? Какие методы защиты прав на программное обеспечение наиболее эффективны?

Рассказывает:

 

Роман Янковский,

советник практики IP & IT юридической фирмы «Томашевская и партнеры»


ГК РФ определяет программу для ЭВМ как совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования компьютерных устройств. Программы могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код (ст. 1261 ГК РФ).

Благодаря такому определению многие юристы воспринимают исходный код программы как текст наподобие литературного произведения. Базовое представление о программе: это некие строки, которые компьютер читает и выполняет по очереди, и таким образом программа работает. Однако такое понимание не учитывает технические нюансы, которые влияют на возможность защиты права на программу.

Какие технические особенности влияют на защиту кода?

Особенность № 1
Большинство языков программирования являются компилируемыми. Это значит, что получить исходный текст чужой программы невозможно, если вам не передал его сам разработчик.

Языки программирования бывают интерпретируемыми и компилируемыми. Программу на интерпретируемом языке программирования компьютер, грубо говоря, построчно читает. Но на практике такие языки программирования используются достаточно редко.

Большинство программ сегодня пишут на компилируемых языках программирования. Такие программы работают только после прохождения специальной процедуры компиляции. Программа-компилятор собирает исходный текст программы, написанной, упаковывает и изменяет его и выдает так называемый исполняемый файл (обычно с расширением «.exe» – от англ. “executable”).

Иными словами, компилятор преобразует исходный текст программы в объектный код, и только после этого программу можно запустить на компьютере.

Если мы откроем файл программы — пресловутый .exe — в специальном редакторе, мы увидим то, что называют объектным кодом. Фактически это будет просто мешанина из цифр и букв в 16-ричной системе исчисления.

А куда делся исходный текст программы, который написал программист при разработке программы?

Компилятор преобразовал его в объектный код. Мы не можем вернуть его обратно. Максимум, что мы можем сделать с объектным кодом, — представить его в виде так называемых ассемблерных команд. Ассемблерные команды — это максимально очеловеченное и удобочитаемое представление машинного кода (хотя об удобочитаемости тут можно говорить весьма условно).

Таким образом различают:

  • код высокого уровня, который предназначен для чтения человеком (исходный текст),
  • код низкого уровня, предназначенный для чтения машиной (объектный код).

Теоретически небольшую программу можно сразу написать на языке низкого уровня (используя ассемблерные команды). Но сейчас так никто не делает, потому что написать даже простую программу на ассемблере — это большой объем работы. Программы пишут на языках программирования высокого уровня в виде исходного текста. Затем, как мы уже говорили, компилятор обрабатывает этот текст и превращает его в смесь цифр и букв – объектный код.

Какое значение это имеет для юристов?

Исходный текст есть только у разработчика программы. Когда разработчик распространяет программу, он делает это в виде скомпилированного файла. Технически из этого файла можно получить только объектный код.

Есть процедура так называемой декомпиляции: специалист пытается воссоздать первоначальный код из ассемблерных команд. Согласно ГК РФ, декомпиляция – это воспроизведение и преобразование объектного кода в исходный текст (ст. 1280 ГК РФ). Однако важно понимать, что даже если специалист смог воссоздать код на языке высокого уровня, который генерирует необходимый объектный код (то есть, по сути, восстановил программу), этот код высокого уровня не будет аналогичен первоначальному. То есть этот «исходный текст» не будет исходным в прямом смысле этого слова: после декомпиляции мы не получим исходный текст, который изначально разработчик обработал компилятором.

Из-за этого у правообладателей возникают сложности с тем, чтобы доказать нарушение прав на программное обеспечение.

В файле программы нет исходного текста. Если ваши права нарушены, вы можете только, грубо говоря, показать чужую программу в суде и сказать, что она очень похожа на вашу и делает то же самое. Однако до суда у вас не будет исходного текста чужой программы, чтобы подтвердить ее тождественность с вашей.

Чтобы доказать нарушение, потребуется судебная экспертиза. Для этого нужно через суд запросить исходный текст у потенциального нарушителя. Но здесь нужно учитывать, что под видом исходного текста оппонент может передать абсолютно сторонний файл. Поэтому правообладателю придется перепроверить, что на выходе переданный исходный текст действительно представляет собой спорную программу.

Особенность № 2
Программы занимают физически очень большой объем.

Количество строк кода в совсем небольшой игре для телефона сопоставимо с количеством строк в ГК РФ. Серьезные программы занимают значительно больший объем. Поэтому не так просто принести в суд распечатку кода своей и чужой программ и сравнить их: это будут две огромные кипы бумаги.

Есть и другой нюанс. Программы могут быть практически идентичны, при этом код в них может быть структурирован по-разному. Технически это возможно – расположение отдельных блоков кода в программе можно менять. В такой ситуации выявить сходство с учетом объема программы будет непросто даже разработчику.

Особенность № 3
Программы постоянно обновляются.

В программы постоянно вносятся изменения. Если программа объемная, то новые версии могут появляться несколько раз в день. Соответственно, у нее нет постоянного кода, который можно было бы депонировать раз и навсегда.

Особенность № 4
Большинство программ пишут на основании уже готового кода.

Программы сегодня не создаются с нуля. Разработчики пишут большинство программ на основе уже готовых модулей, так называемых библиотек. Они бывают платными и бесплатными. Бесплатные библиотеки часто распространяются на условиях открытой лицензии, что представляет проблему для юристов.

Дело в том, что разные типы свободных лицензий накладывают разные обязательства на правообладателя программы, в которой используется готовая библиотека. Так, по одним лицензиям права на библиотеку переходят в общественное достояние и могут использоваться кем угодно. По другим, наоборот, использование библиотек в составе коммерческих программ либо совсем запрещено, либо возможно лишь при условии раскрытия кода (то есть публикации результата в открытом доступе).

Есть два способа внедрить чужую библиотеку в свою программу:

  • можно просто включить код внутрь программы – это называется статической библиотекой. В таком случае лицензия, по которой распространяется библиотека, автоматически распространится на программу в целом, так как программа станет фактически производным произведением от библиотеки;
  • можно прикрепить код отдельным файлом и создать внутри программы ссылку на этот файл – так называемая «динамическая библиотека». Так можно использовать, к примеру, открытую библиотеку в составе закрытой программы.
На заметку

Не всё, что юристы называют «программой», выполняет какую-то активную функцию. Например, для создания сайтов используют так называемые языки гипертекстовой разметки. Сайты тоже имеют код, который не отображается при открытии сайта, но отвечает за его техническую функциональность. При этом такой код не является программой в традиционном понимании — это скорее что-то настроек отображения сайта, которые передаются пользователю и обрабатываются его браузером. Поэтому в разных браузерах сайты могут выглядеть по-разному, тогда как команда обычно выдает один и тот же результат на разных компьютерах.


 

Как оформить и защитить права на программу?

Возможны несколько вариантов оформления прав на программу, чтобы в последующем можно было отстоять права на нее.

  • Зарегистрировать программу в реестре.

Программа для ЭВМ является объектом авторского права. По ГК РФ регистрация для защиты авторских прав не требуется (ст. 1259 ГК РФ).

Однако для программ для ЭВМ такая регистрация возможна: специальный реестр ведет Роспатент. Реестр программ для ЭВМ открыт с 2013 года. Регистрация программы в реестре добровольная.

Переход прав на зарегистрированные программы тоже регистрируется. Также в реестре можно отдельно регистрировать каждую версию программы. Это имеет смысл, если изменения были существенными. Можно зарегистрировать программу любого объема.

Обратите внимание, что код программы не индексируется и не проверяется на работоспособность. Кроме того, новый код не сверяют с кодами, зарегистрированными ранее.

Самое главное: регистрация в реестре не считается правопорождающим фактом. А сам реестр не считается публичным – перед покупкой программы у покупателя нет обязанности проверять в реестре, является ли продавец ее правообладателем.

По сути, регистрация в этом реестре представляет собой механизм добровольного депонирования. Автором программы считается лицо, указанное в реестре, но только пока не доказано иное (п. 6 ст. 1262 ГК РФ, п. 109 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

На заметку

Существуют альтернативные способы депонирования программ. Например, у ВОИС недавно появилась услуга онлайн-депонирования интеллектуальных активов. Правда, пока нет практики использования таких сертификатов в качестве доказательств, потому что этот механизм совсем новый – работает с июня 2020 года.


 

  • Запатентовать алгоритм работы программы.

ГК РФ напрямую не предусматривает такой способ защиты прав на программы. Наоборот, в законе указано, что программа для ЭВМ не является изобретением (ст. 1350 ГК РФ). Поэтому при патентовании программы как таковой можно столкнуться со сложностями.

Роман Янковский рекомендует патентовать не саму программу, а алгоритм ее работы. Такие патенты встречаются на практике (например, есть патенты на решения для распределенного реестра).

  • Запатентовать интерфейс программы в качестве промышленного образца.

В качестве примера можно привести спор между приложением для знакомств Tinder и его конкурентом – Bumble. Сервис-конкурент запустили бывшие сотрудники Tinder. У обоих приложений были очень похожие функции, в частности механизм «свайпа», на который у Tinder был патент на промышленный образец.

  • Установить режим коммерческой тайны.

Распространить режим коммерческой тайны на разработанный софт и потребовать от работников подписать соответствующие документы – это хорошее решение по двум причинам:

    • за нарушение коммерческой тайны предусмотрена уголовная ответственность (ч. 2 ст. 183 УК РФ). Это само по себе мотивирует работников не распространять конфиденциальную информацию и никому не передавать исходный код;
    • возможность воспользоваться уголовно-процессуальными средствами получения доказательств. Это очень важный нюанс: если открыто уголовное производство по факту нарушения коммерческой тайны, можно воспользоваться такими средствами сбора доказательств, как обыск и выемка. Это дает большие возможности для получения исходного текста программы. В гражданском или арбитражном процессе получить исходный текст гораздо сложнее — надо запросить судебную экспертизу, на которую оппонент может представить вообще другой файл или оперативно поменять заимствования, чтобы представить исходный текст как свой собственный. В рамках уголовного процесса это намного проще. Эффективность такого механизма добычи исходного кода показало дело Рамблер против Nginx.

Подготовлено по материалам онлайн-конференции Distant&Digital

Что такое красивый код, и нужен ли он? Что думают в Яндексе

В Яндексе работает больше 6000 человек, и, по некоторым оценкам, больше половины наших сотрудников имеют опыт в программировании. И конечно же, у каждого из этих людей есть своё самое правильное мнение о том, каким должен быть идеальный код.

В результате у нас нередки споры споры о том, должен ли код быть красивым. Причём оказывается, что понятие красоты здесь, как и везде, субъективно: «Предпочтение в коде у программистов — это как предпочтение в женщинах. Кому-то нравятся брюнетки, кому-то — блондинки».

Чтобы понять, какие свойства кода отстаивают разные стороны, я по горячим следам очередных бурных обсуждений решила спросить коллег, что такое красивый код и должен ли он вообще быть красивым? Достаточно того, чтобы он хорошо работал и был понятным? Или понятный код по умолчанию красивый?

В опросе участвуют bobuk, anatolix, anton, Андрей yafinder Плахов, Антон Самохвалов, Андрей Гулин, Владимир Иванов и другие. Суммарный опыт программирования всех участников этого микроинтервью на восьмерых составляет 198 лет.

Андрей yafinder Плахов
Программирует 24 года. В Яндексе — 6 лет.

Пришел в Яндекс в 2008 году на должность старшего разработчика. Первой его задачей было создание нового типа факторов ранжирования — доменных. Занимался ранжированием, создал систему Спектр. Кандидат физико-математических наук. Сейчас руководит службой поисковой функциональности — в частности, разрабатывает поисковые подсказки. Глубоко понимает и технологии, и пользовательские свойства продукта.

Спрашивать программиста о том, что такое красивый код и должен ли он таким быть, — это все равно, что спрашивать архитектора, что такое красивый дом и должен ли он таким быть. Что такое красивый дом вряд ли тебе архитектор объяснит, а если спросить, должен ли он таким быть, он, конечно, скажет, что должен.

Код, по-моему, должен быть красивым. Очень хорошо, если он красивый, но иногда приходится обходиться без этого. На самом деле, каждому из нас в душе мечтается, что когда-нибудь он построит свой собственный театр оперы в Сиднее или что-то в таком духе. А пока что приходится строить коммуналки.

Может быть, это немного пессимистично, но если поставить себя на место человека, который в 50-х годах переселялся из коммуналки в собственный домик — пусть и небольшой пятиэтажный, который мы сейчас пренебрежительно называем «хрущевка», — ему это переселение доставило гораздо больше счастья и радости в жизни, чем любые красоты, которые ему могли бы быть навешаны сверху.

Красота и понятность кода не совсем одно и то же. Самый понятный код — это код, которого нет. Чем меньше кода, тем лучше. Код из ста строчек понятнее кода из 10 000 строчек, как бы красиво и волшебно бы ни был написан второй. Это во-первых. Во-вторых, мне кажется, что понятность и вообще понимание кода — это как секс. В смысле, что лучше не заниматься в одиночку.

Владимир Иванов
Программирует 30 лет. В Яндексе — 22 года.

Начал работать программистом Яндекса за несколько лет до старта собственно Яндекса. В 1992 году из того, что было, собрал в локальную сеть пять компьютеров — ночью, из любопытства. Когда Яндекс выделили в отдельную компанию, перешёл в неё заниматься сетью и долгое время руководил всеми NOC. Сейчас опять программирует — большей частью вещи, относящиеся к работе с сетью. Из проектов, которые вышли в свет, можно назвать FastDNS в Яндекс.Браузере. Глубоко понимая несовершенство мира, легко перепишет весь мир.

Должен ли код быть красивым, зависит, конечно, от контекста. Наверное, код стиральной машины может быть не очень красивым, потому что его пишет не много людей. А когда в проекте участвует много народу, код должен быть, по крайней мере, не очень противным. Что такое грязное помещение, в котором окурки скрипят под ногами, это, наверное, понятно. Код тоже может быть таким, от которого хочется убежать, да. А там, где у человека возникает чувство неприятия, не хочется работать.

Наверное, код должен быть в какой-то степени красивым, а в какой-то — приличным. Красивыми буквами можно написать глупость какую-то несусветную. А бывает… То есть это не только отступы, конечно.

Анатолий anatolix Орлов
Программирует 25 лет. В Яндексе — 9 лет.

Первые два года в Яндексе писал Маркет, потом «чуть-чуть сделал питерский офис», долгое время занимался поиском — в основном его производительностью, а потом и всем остальным. Сейчас занимается разными проектами в области скорости, архитектуры и т.д. Говорят, Анатоликс — самый хитрый из программистов Яндекса.

Недавно я прошёл на «Курсере» курс по нейробиологии. В нём людей сажали в МРТ, показывали картины, и просили сказать, какие из них красивые, а какие — нет. Потом исследователи смотрели, какие зоны мозга активируются у участников. Короче говоря, при виде прекрасной картины активируется та зона мозга, которая отвечает за то, что можно есть, а при виде плохой — та, которая отвечает за убегание. Красивый код — это код, пригодный в пищу, и от которого не хочется бежать как можно дальше.

Все хотят красивый код. Если говорить серьезно, на практике в больших системах идеальный красивый код невозможен. Код должен быть не отвратительным, потому что отвратительным кодом невозможно пользоваться. И нужно будет потратить время, чтобы привести его в нормальное состояние. Но и идеально красивый код — это тоже какое-то потраченное время. У команд нет времени его вылизывать.

Антон pg83 Самохвалов
Программирует 18 лет. В Яндексе — 9 лет.

Девять лет назад пришёл в Яндекс Маркет обычным программистом на C++. Работал над самыми разными задачами сервиса — нас тогда было очень мало. Через несколько лет перешёл в поиск, где занялся надежностью и производительностью runtime поиска. Много работал над нашим метапоиском, роботоловилкой, системой балансировки нагрузки. Сейчас занимается системой сборки, которая позволит собирать всю нашу кодовую базу за несколько минут на большом распределенном кластере. Антон принадлежит к группе программистов, которые говорят, что пишут сразу без ошибок. Только, кажется, он так делает, а не только говорит.

Красивый код — это минималистичный код. Это значит, что он не должен делать ничего лишнего помимо той задачи, которую мы собственно этим кодом пытаемся решить. Чтобы не было развесистой лапши, а просто чёткое лаконичное описание той мысли, которая есть. Вот что такое красивый код.

Код должен быть удобочитаемым, но это не делает его красивым. Я видел очень хорошо читаемый код, который, с моей точки зрения, красивым не является.

Как ни странно, код, наверное, не обязан быть красивым. Красота — это хорошее его свойство, но совершенно необязательное. Код, прежде всего, должен быть хорошо работающим, быть понятным людям, которые его читают, не быть избыточно сложным для решаемой задачи. Будет ли он при этом красивым? Было бы хорошо, если бы он при этом был красивым, но в принципе это необязательно.

Андрей Гулин
Программирует 25 лет. В Яндексе — 9 лет.

Пришёл в Яндекс программистом на C++. Первой задачей было переделать формат инвертированного индекса, чтобы записать в него информацию о точной форме слова в документах (до этого хранилась только лемма). Один из главных создателей Матрикснета, нашей технологии машинного обучения. Сейчас руководит службой ранжирования. Если бы Кнут не написал свой трехтомник, эту работу стоило бы отдать Андрею. Сам Андрей на вопрос, чем он занимается в Яндексе, ответил: «Я работаю за компьютером и делаю всякие штуки, чтобы всем было хорошо».

Я не знаю, что такое красивый код. Красивый — это какая-то эстетическая категория. Умещается ли он на экран, напоминает ли картинку. Мне сложно оперировать этими понятиями. Они меня не очень-то интересуют, честно говоря.

Лучший код — это код, которого нет. Поэтому если вам уже пришлось написать код, то что-то пошло не так. Но если уж вы его пишете, то пишите так, чтобы его было удобно читать. Потому что если человеку будет неприятно читать ваш код, то вы старались зря. Вообще написание кода занимает 10% времени, а остальные 90% — это чтение того, что уже было написано. Поэтому не знаю, нужен ли красивый код, а хорошо и удобно читаемый код — это важно.

Неудобочитаемый код, как правило, пишут новые разработчики. И, конечно, с этим приходится сталкиваться, когда мы набираем новых людей или когда скачиваем что-нибудь из интернета. Несмотря на то, что оно полезное, и мы могли бы это использовать, кто-то написал всё так, что прочитать это невозможно, названия переменных состоят из одной буквы, и усилия, которые нужно затратить на чтение, сопоставимы с тем, чтобы написать всё заново. Поэтому такой код, конечно, некрасивый. Красивый — это понятный код, а особенно красив код, которого нет.

То есть если вам удалось упростить задачу и решить ее методом, который не сильно хуже или даже лучше, то это, несомненно, выигрыш. Если у вас есть система и вам удалось стереть половину ее, это большой праздник, который нужно отмечать. Если можно избежать изобретения сложного метода, то так и нужно делать. Если простой линейный поиск работает достаточно быстро, то и отлично.

Андрей Мищенко
Программирует 24 года. В Яндексе — 9 лет.

Пришёл в Яндекс разработчиком на C++, долго был руководителем разработки Поиска по блогам и писал на Perl. Андрей — кандидат физико-математических наук. Сейчас работает с Андреем Гулиным над улучшением алгоритмов машинного обучения в поиске.

Для меня основной признак красивого кода — гибкость. То, какой у него потенциал развития. Когда делаешь задачу, которая усложняется и меняется у тебя прямо под ногами, хочется, чтобы не приходилось каждый раз перекраивать полпроекта. Делаешь изменения в нескольких местах — всё готово. В коде должны быть заранее предусмотрены все точки роста. Я считаю, что у программиста именно в эту сторону должно быть повернуто ощущение прекрасного.

Его можно тренировать. Показывать программисту красивый код, учить его им восхищаться. И тогда тренированное чувство прекрасного поможет принимать правильные архитектурные решения. Они будут прямо казаться вам красивыми.

А то, как правильно пробелы расставлять, какие переменным имена давать, по каким файликам свой проект разложить и в какие папочки, я считаю суетой. Надо быть выше этого: как договоришься с коллегами, так и делай. Пусть другие об этом спорят.

Антон anton Волнухин
Программирует 23 года. В Яндексе — 8 лет.

Программист, решающий задачи кратчайшим путем. Пришёл в Яндекс в 2006 году менеджером проектов. Много лет был руководителем сервиса Поиск по блогам. Сейчас руководит группой распространения технологий: «Стараюсь сделать так, чтобы все знали о том, как много клёвых технологий есть в Яндексе, и повысить качество рассказов о технологиях и понимание их важности в России в целом».

Мне кажется, что под выражением «красивый код» понимают две разные вещи. Людям, которые недавно программируют, красивым кодом кажется одно, а тем, кто делает это давно и натыкался на очень многое, — другое. Первое такое эстетическое, которое ложится на какие-то абстрактные представления красоты у меня в голове, и если это происходит, то кажется, что код идеален. А другое — это когда код хорошо выполняет свою роль и будет понятен, например, ста людям, которые будут после меня этот код читать. И это часто оказываются очень разные коды.

Должен ли код быть красивым, зависит от какой-то конкретной цели. В целом мне кажется, что да. Люди должны стремиться к тому, что им самим нравится. И красивый код — это что-то, что им нравится. Если люди пишут что-то, по их мнению, неприятное и ужасное, то им не будет нравиться то, что они делают. Тогда, например, и Яндексу будет плохо. Так что все должны стремиться писать красивый код, но с некоторыми исправлениями, которые с годами происходят в головах.

Григорий bobuk Бакунов
Программирует 25 лет. В Яндексе — 10 лет.

На вопрос, чем он занимается в Яндексе, ответил: «Всем». Когда-то пришёл работать системным администратором, а сейчас — директор по распространению технологий.

Красивый код бывает для меня двух совершенно разных категорий. Красивым может быть алгоритмическое решение — и это одна история. А может быть, например, какой-нибудь красивый трюк. Например, в стародавние времена, чтобы быстро очищать какой-нибудь кусок памяти, туда реально быстро-быстро пушили просто ассемблерной командой пуш, потому что пуш работал быстрее, чем заливка через регистры. И это был просто красивый трюк. Красивым трюкам в индустриальном программировании — в том месте, где речь идет о серьёзных нагрузках, каких-то больших серьезных решениях, — чаще всего места нет. А вот для красивых алгоритмов место есть всегда. И, конечно, код должен быть красивым и все должны знать, что код здесь власть.

Главная задача кода — решать задачу, которая перед ним поставлена. Самое главное, что должен делать код, — это работать. Можно разбить на стадии. Сначала код должен компилироваться (если это код на компилируемых языках), потом он должен проходить тесты, потом он должен работать. И в конечном итоге, если это код, обращённый к пользователю, он должен радовать его. То есть код выполняет огромное количество разных задач. Должен ли код радовать самого программиста? Ну, конечно же, должен. Иначе зачем ему, собственно, работать программистом? Не за деньги же мы все здесь работаем, правда?

Вот такие мнения я собрала. По сути они отличаются только в том, какой код каждый считает красивым. Самое главное, с чем все соглашаются и в чем никто и так не сомневается, код должен работать. И большое значение имеет то, каково будет работать с вашим кодом коллегам. Наверняка и у вас есть своя точка зрения в этом вопросе. Интересно узнать, отличается ли она. Расскажите в комментариях.

Программирование с нуля: с чего начать и как выучить

Евгений Кучерявый, автор блога онлайн-университета SkillBox, рассказал, чем занимаются веб-разработчики и какие языки им непременно нужно знать.

Frontend-программист

Такой разработчик по определению стоит на «переднем крае» и отвечает за визуальную составляющую сайта: то, каким его видит посетитель. Frontend-разработчики следят за тем, чтобы все графические элементы исправно работали, контент отображался на всех устройствах, шрифты не «ползли», а картинки не загружались слишком долго.

1. Обучение HTML

В первую очередь начинающий frontend-разработчик должен освоить HTML — язык гипертекстовой разметки. Это базовый инструмент, который позволяет вынести на страницу все основные элементы, будь то фотографии, таблицы или текст.

2. Обучение CSS

Внешне написанная на HTML интернет-страница будет напоминать простейший текстовый документ. Чтобы «оживить» его, используется каскадная таблица стилей или CSS. Она меняет не структуру страницы, а ее внешний вид: шрифты, расположение элементов, тени и цвета. Другими словами, если HTML используется для описания логической структуры страницы, язык CSS отвечает за графические элементы и прописывается в отдельном файле.

3. Обучение JavaScript

Наконец, чтобы элементы веб-сайта могли перемещаться и реагировать на действия пользователя, разработчик прописывает код на языке JavaScript. Он заметно сложнее первых двух, но результат стоит того: от скриптов зависит появление всплывающих окон или же перетаскивание элементов на странице (например, сортировка фото в соцсети). В отличие от CSS, код JavaScript встраивается в структуру HTML, поскольку влияет не на внешний вид элементов, а на их поведение на странице.

Вчерашняя техника уже завтра: могут ли устареть языки программирования

Backend-программист

Красивая оболочка сайта не имеет смысла без начинки: видеоролики, гиперссылки и картинки должны быть связаны с сервером, базой данных, с другими интернет-сайтами. Программно-аппаратную работу сервиса берут на себя backend-разработчики. Они же отвечают за информационную безопасность (защиту от хакеров) и следят за нагрузкой на сервер (чтобы страница не «висла» из-за наплыва посетителей).

1. Обучение PHP

Базовый инструмент backend-разработчика — язык программирования PHP. Он нужен, чтобы связать видимую пользователю страницу с сервером, где хранятся какие-либо данные. Например, чтобы не выкладывать на веб-сайт по одной фотографии при помощи HTML, можно запустить скрипт, автоматически подгружающий туда условную галерею, лежащую на сервере. Язык PHP настолько сильно упрощает работу по созданию сайта, что изучать его SkillBox рекомендует и frontend-разработчикам.

2. Обучение SQL

Аббревиатура SQL расшифровывается как «структурированный язык запросов». В отличие с PHP, который нужен для связи сайта с сервером, языки SQL позволяют управлять уже самими базами данных. Сейчас существует множество подобных языков, самые распространенные из которых — это MySQL, MSSQL, PostgreSQL и прочие.

Разработчики «полного цикла» в совершенстве владеют языками, необходимыми как для frontend-, так и для backend-программирования. Они являются универсальными специалистами, хотя, очевидно, глубина их погруженности в какую-то конкретно область веб-разработки уступает осведомленности узких специалистов.

Откуда берутся ошибки в ПО?

Почему бывает так, что программы работают неправильно? Все очень просто – они создаются и используются людьми. Если пользователь допустит ошибку, это может привести к проблеме в работе программы – она используется неправильно, а значит, может повести себя не так, как ожидалось.

Ошибка (error) – это действие человека, которое порождает неправильный результат.

Однако программы разрабатываются и создаются людьми, которые также могут допускать (и допускают) ошибки. Это значит, что недостатки есть и в самом программном обеспечении. Они называются дефектами или багами (оба обозначения равносильны). Здесь важно помнить, что программное обеспечение – нечто большее, чем просто код.

Дефект, Баг (Defect, Bug) – недостаток компонента или системы, который может привести к отказу определенной функциональности. Дефект, обнаруженный во время исполнения программы, может вызвать отказ отдельного компонента или всей системы.

При исполнении кода программы дефекты, заложенные еще во время его написания, могут проявиться: программа может не делать того, что должна или наоборот – делать то, чего не должна, – происходит сбой.

Сбой (failure) – несоответствие фактического результата (actualresult) работы компонента или системы ожидаемому результату (expectedresult).

Сбой в работе программы может являться индикатором наличия в ней дефекта.

Таким образом, баг существует при одновременном выполнении трех условий:

  • известен ожидаемый результат;
  • известен фактический результат;
  • фактический результат отличается от ожидаемого результата.

Важно понимать, что не все баги становятся причиной сбоев – некоторые из них могут никак себя не проявлять и оставаться незамеченными (или проявляться только при очень специфических обстоятельствах).

Причиной сбоев могут быть не только дефекты, но также и условия окружающей среды: например, радиация, электромагнитные поля или загрязнение также могут влиять на работу как программного, так и аппаратного обеспечения.

Всего существует несколько источников дефектов и, соответственно, сбоев:

  • ошибки в спецификации, дизайне или реализации программной системы;
  • ошибки использования системы;
  • неблагоприятные условия окружающей среды;
  • умышленное причинение вреда;
  • потенциальные последствия предыдущих ошибок, условий или умышленных действий.

Дефекты могут возникать на разных уровнях, и от того, будут ли они исправлены и когда, будет напрямую зависеть качество системы.

Качество (Quality) – степень, в которой совокупность присущих характеристик соответствует требованиям.

Качество программного обеспечения (Software Quality) – это совокупность характеристик программного обеспечения, отражающих его способность удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Требование (Requirement) – потребность или ожидание, которое установлено. Обычно предполагается или является обязательным.

В первом случае все было сделано правильно и мы получили продукт, полностью соответствующий ожиданиям заказчика и удовлетворяющий критериям качества.

Во втором случае ошибки были допущены уже при кодировании, что привело к появлению дефектов в готовом продукте. Но на этом уровне баги достаточно легко обнаружить и исправить, поскольку мы видим несоответствие требованиям.

Третий вариант хуже – здесь ошибки были допущены на этапе проектирования системы. Заметить это можно лишь проведя тщательную сверку со спецификацией. Исправить такие дефекты тоже непросто – нужно заново перерабатывать дизайн продукта.

В четвертом случае дефекты были заложены еще на этапе формирования требований; вся дальнейшая разработка и даже тестирование пошли по изначально неправильному пути. Во время тестирования мы не найдем багов – программа пройдет все тесты, но может быть забракована заказчиком.

Условно, можно выделить пять причин появления дефектов в программном коде.

  1. Недостаток или отсутствие общения в команде. Зачастую, бизнес требования просто не доходят до команды разработки. У заказчика есть понимание того, каким он хочет видеть готовый продукт, но если должным образом не объяснить его идею разработчикам и тестировщикам, результат может оказаться не таким, как предполагалось. Требования должны быть доступны и понятны всем участникам процесса разработки ПО.
  2. Сложность программного обеспечения. Современное ПО состоит из множества компонентов, которые объединяются в сложные программные системы. Многопоточные приложения, клиент-серверная и распределенная архитектура, многоуровневые базы данных – программы становятся все сложнее в написании и поддержке, и тем труднее становится работа программистов. А чем труднее работа, тем больше ошибок может допустить исполняющий ее человек.
  3. Изменения требований. Даже незначительные изменения требований на поздних этапах разработки требуют большого объема работ по внесению изменений в систему. Меняется дизайн и архитектура приложения, что, в свою очередь, требует внесения изменений в исходный код и принципы взаимодействия программных модулей. Такие текущие изменения зачастую становятся источником трудноуловимых дефектов. Тем не менее, часто меняющиеся требования в современном бизнесе – скорее правило, чем исключение, поэтому непрерывное тестирование и контроль рисков в таких условиях – прямая обязанность специалистов отдела обеспечения качества.
  4. Плохо документированный код. Сложно поддерживать и изменять плохо написанный и слабо документированный программный код. Во многих компаниях существуют специальные правила по написанию и документированию кода программистами. Хотя на практике часто бывает так, что разработчики вынуждены писать программы в первую очередь быстро и это сказывается на качестве продукта.
  5. Средства разработки ПО. Средства визуализации, библиотеки, компиляторы, генераторы скриптов и другие вспомогательные инструменты разработки – это тоже зачастую плохо работающие и слабо документированные программы, которые могут стать источником дефектов в готовом продукте.

Что такое программирование / кодирование? — Программирование для начинающих

Компьютерное программирование, также известное как кодирование, — это процесс создания программного обеспечения.
Но что именно представляет собой ПО и как оно сделано?

Что такое программное обеспечение?

Программное обеспечение — это набор инструкций для компьютера.

Это немного похоже на рецепт приготовления:

  1. Разбить яйцо в миску
  2. Взбить яйцо
  3. Поставить сковороду на средний огонь
  4. Смажьте противень
  5. Вылить яйца в сковороду
  6. И так далее

Вместо того, чтобы манипулировать ингредиентами, компьютеры манипулируют данными.Инструкции внутри программного обеспечения выглядят примерно так:

  1. Загрузить данные
  2. Загрузить другие данные
  3. Преобразовать эти два бита данных в данные результата
  4. Отправить данные результата на монитор для отображения
  5. Отправить данные результатов через Интернет
  6. И так далее

Эти инструкции обычно называются исходным кодом .
Исходный код — это просто набор письменных инструкций, понятных компьютеру.

Как выглядит исходный код?

Код

написан не на естественных языках, например на английском.

Вот небольшая программа, написанная на языке под названием Ruby:

  требуется 'open-uri'
требуется 'json'
FRONT_PAGE_URL = 'https://reddit.com/r/all.json'
front_page = JSON.load (открыть (FRONT_PAGE_URL) .read)
top_post = front_page ['данные'] ['дети'] [0] ['данные']
помещает "Верхний пост на Reddit:"
помещает top_post ['title']
помещает top_post ['url']
  

Эта программа отображает текущую верхнюю публикацию на Reddit, например:

  Верхний пост на Reddit:
Одна из моих любимых вещей в работе на лыжных площадках
http: // i.imgur.com/hWwlWgI.jpg
  

Вот точно такая же программа, написанная на похожем языке под названием Python:

  импорт urllib, json
FRONT_PAGE_URL = "https://reddit.com/r/all.json"
front_page = json.loads (urllib.urlopen (FRONT_PAGE_URL) .read ())
top_post = front_page ['данные'] ['дети'] [0] ['данные']
print "Верхний пост на Reddit:"
печать top_post ['title']
печать top_post ['url']
  

Вот та же программа на другом языке под названием Clojure:

  (требуется '[clojure.data.json: как json])
(по умолчанию URL-адрес первой страницы "https://reddit.com/r/all.json")
(пусть [верхний пост (-> URL главной страницы
                   (чавкать)
                   (json / чтение-стр.)
                   (get-in ["данные" "дети" 0 "данные"]))]
  (println "Верхний пост на Reddit:")
  (println (получить "заголовок" верхнего поста))
  (println (получить "url" верхнего поста)))
  

Как видите, языки программирования сильно отличаются от естественных языков.
Естественные языки неоднозначны, имеют много разных смысловых слоев — сарказм, намек и тому подобное.Это здорово, если вы общаетесь с человеком, но компьютеры этого не понимают.

Компьютеры воспринимают все буквально.
Если вы спросите компьютер, четное или нечетное число, он всегда ответит «да».
Я даже не шучу — вот код Ruby:

Этот код отображает «истина», что соответствует технически правильным.
Число пять — это либо нечетное , либо четное , но я не это имел в виду.

Это больше, чем просто написание кода

Написание кода — это всего лишь одна часть создания программного обеспечения.

Крупные программные продукты, такие как Windows, OS X и высокобюджетные игры, состоят из миллионов и миллионов строк кода.
Когда у вас есть такой объем кода, вам нужно спланировать, как он будет написан и как разные части кода будут работать вместе.
Этот вид планирования называется дизайн или архитектура .
В больших проектах много времени уходит на проектирование и архитектуру до написания кода.

Еще одна важная часть создания программного обеспечения — это , тестирование .Тот факт, что код был написан, не означает, что он правильный.
Код может иногда давать сбой, давать неверные результаты, зависать или возникать другие проблемы.
Чтобы попытаться избежать этих проблем, профессиональные разработчики программного обеспечения используют различные способы тестирования своего кода.

Затем идет отладка , которая представляет собой процесс исследования, диагностики и устранения проблем в исходном коде.
Это само по себе умение.

Заключение

Итак, программирование — это написание инструкций для компьютера.Инструкции, называемые исходным кодом, написаны на специальных языках, которые не похожи на естественные человеческие языки.
Это также включает планирование, тестирование и отладку исходного кода.

Что такое кодирование и для чего оно используется? [ВИДЕО]

Определение кодирования — это процесс создания инструкций для компьютеров с использованием языков программирования. Компьютерный код используется для программирования веб-сайтов, приложений и других технологий, с которыми мы взаимодействуем каждый день.


Если вы обратите внимание на технологии, вы, несомненно, слышали термины «кодирование» и «программирование» десятки раз.Многие из лучших технических профессий требуют умения программировать.

Если вы хотите работать в высокооплачиваемой сфере, такой как разработка программного обеспечения, веб-разработка или наука о данных, понимание и использование кода имеет важное значение. Но что это такое и почему это важно?


Определение кодирования

Компьютерное кодирование — это использование языков программирования для передачи компьютерам и машинам набора инструкций о том, какие действия следует выполнять. Так люди общаются с машинами.Это то, что позволяет нам создавать компьютерные программы, такие как программы, операционные системы и мобильные приложения.

Для чего используется компьютерный код?

Найди свой матч на тренировочном лагере

Пример IDE

Исходный код в виде обычного текста

Тот же код в IDE

Определение

Кодирование — Написание кодов для перевода одного языка на другой.

Программирование — процесс сборки набора инструкций на машинном языке, которые может выполнять ваша машина.

Цель

Кодирование нацелено на обеспечение связи между людьми и компьютерами.

Programming создан для преобразования человеческих мыслей в машинные команды, которым ваш компьютер может следовать для выполнения какой-либо функции.

Требуется набор навыков

Базовый

Комплекс

Процедура

Кодирование включает в себя написание определенной строки кода для отправки сообщения компьютеру.

Программирование анализирует и создает различные наборы команд или инструкций, которые помогают машине понять задействованные шаги и произвести вывод.

Сводка

Кодирование — это преобразование человеческого языка в двоичный язык компьютеров.

Программирование использует коды для создания набора инструкций, которые помогают компьютеру выполнить задачу.