Самоучитель онлайн java: Язык программирования Java с нуля, уроки, самоучитель для начинающих / ProgLang

Содержание

Java-самоучитель для начинающих

Основы программирования на языке Java

Общие сведения о программировании

Программирование— это процесс создания кода на каком-либо языке программирования, переводимого в файлы разных типов с помощью особой программы — транслятора. Существуют два типа трансляторов: компиляторы и интерпретаторы. Компилятор— это программа, переводящая текст, написанный на языке программирования, в какой-либо файл. Интерпретатор — это программа, способная переводить текст какой-либо программы в машинный код и одновременно выполнять ее.

 

Программирование на Java (он является компилирующим языком) имеет то преимущество, что код, написанный на данном языке программирования, переводится с помощью соответствующей программы-транслятора в так называемый байт-код, а он, в свою очередь, — в машинный код с помощью виртуальной машины Java (Java Virtual Machine, или просто JVM). Поэтому написанная на Java программа выполняема на любом компьютере с любой системой, лишь бы на нем была установлена виртуальная машина Java.

Таким образом и обеспечивается одно из главных преимуществ языка Java — переносимость создаваемых на нем программ на компьютеры разных типов.

 

Программирование бывает двух типов: системное и прикладное.
Системное программирование позволяет нам программировать в системе, например в Windows, с целью решения глобальных задач.
Прикладное программирование направлено на создание прикладных программ, т.е. программ, выполняющих какую-то определенную функцию, например Microsoft Word, WordPad, Calculator и т.д. В этой книге мы будем заниматься прикладным программированием.

 

 

Основы программирования

Введение. Что такое JDK?

Введение. Что такое JRE?

Введение. Как установить JDK?

Введение. Как использовать JDK?

 

ОБУЧАЮЩИЙ ВЕБИНАР: рассчитан на новичков в web-разработке. После вебинара вы научитесь создавать сайты с помощью Java + Spring Boot — перейти

 

1. Типы программирования. Первые листинги.

2. Переменные и идентификаторы

3. Переменные и константы в Java

4. Литералы в Java

 

5. Изучаем типы данных

6. Преобразовываем типы данных

7. Какие бывают операторы в языке Java

8. Массивы в Java

9. Управляющие структуры. Общие сведения о циклах

10. Конструкции выбора в языке Java

Обучение профессии «Разработчик игр на Java»

11. Инструкции выхода в Java

12. ООП, создание объектов

13. Конструкторы и блоки инициализации

14. Методы в Java

15. Наследование в Java

16. Интерфейсы

17. Вложенные классы и вопросы

18. Исключения в Java

19. Документирование кода

20. Полезные методы и контрольные вопросы

21. Пакеты в Java

22. Пакет java.lang

23. Пакет Java.util и вопросы

 

24. Знакомимся с JBuilder

25. Настраиваем параметры программы

26. Создаем сами аплет на Java

27. Работа с палитрой компонентов в JBuilder 2005

28. Класс JButton из пакета javax. swing

29. Создание меню с помощью пакета java

30. Компоненты для работы с текстом в Java

31. Ползунок JSIider и индикатор в Java

32. Списки в Java

33. Работаем в в JBuilder 2005: компонент JScrollPane

34. Компонент JSplitPane и JTabbedPane

35. Формы и диалоговые окна в Java

36. Компоновки в Java и создание сервлетов

37. Мастера в JBuilder, а также вопросы к теме

38. Немного об HTML

39. Основы языка программирования JavaScript 1.5

40. Синтаксис языка JavaScript 1.5

41. Цикл for…in и функции в JavaScript

42. Работа с объектами в JavaScript

43. Встроенные объекты JavaScript

44. Подобъекты объекта document

45. Математический объект Math

46. Рисунки в HTML

47. Таблицы в HTML

48.Слои в HTML

49. Таблицы стилей CSS

Полезные сайты для java-программиста

Что посоветуете для изучения Java с нуля, не имея никаких знаний в области программирования? Бесплатные курсы, учебники? Реально ли, и стоит ли?

Ну тут и ответы конечно есть…

Смысл учить С, С++ есть, только если вы на 1-2 курсе университета и у вас в запасе пару лет)) Иначе нужно учить основы Java и там уже отталкиваться от направления.

В общем, на собственном опыте работает примерно такая программа:

1) Есть очень хорошая программа от Якова Файна на русском (там у него еще книга на английском — http://www.amazon.com/Java-Programming-24-Hour-Trainer-Yakov/dp/0470889640 ) — https://www.youtube.com/playlist?list=PLkKunJj_bZefB1_hhS68092rbF4HFtKjW

Я училась по нему, там хорошие практические задания. Там конечно есть свои недостатки, вроде использования Эклипса, а не более приличной IDE, но на данном этапе — это мелочи.

2) Следующий этап — это досконально прочитать небезызвестную «Философию Java» + https://habrahabr.

ru/post/212707/

3) Далее можно попробовать пройти какой-нибудь курс у преподавателя или в большой компании, нанимающий студентов/стажеров, вроде Епама: тут зависит от того, хорошо ли вы уясните основы — тогда возьмут бесплатно. Иначе платный курс, к примеру, на https://geekbrains.ru.

Кроме того необходимо примерное понимание алгоритмов: разобраться с разными видами сортировок и более правильными методами решения уже известных задач.

Всякие javarush вообще не работают на деле — тут опыт многих моих одногруппников и знакомых. Поиграться можно, но возлагать надежды, что это приведет вас хоть минимально к уровню junior developer-а не стоит. Лучше читайте хабр, интересуйтесь новым в сфере, пробуйте запустить новый фреймворк, написать на нем что-то, «пощупать» функционал — больше пользы будет.

Самое главное, кончено, это ответить себе как вы ходите развиваться: пойти в Андройд (тут вроде как неплохо тоже уметь запилить что-то на javascript, C# или Objective-C/Swift в зависимости от компании) или в веб (тут к вам добавится еще знание верстки, javascript и все околовеба).

Мое субъективное мнение, что интересных задач и более серьезное программирование в вебе 🙂

Подборка книг для начинающих Java-программистов

Java — сильно типизированный объектно-ориентированный язык программирования, разработанный компанией Sun Microsystems (в последующем приобретённой компанией Oracle). Приложения Java обычно транслируются в специальный байт-код, поэтому они могут работать на любой компьютерной архитектуре с помощью виртуальной Java-машины. Дата официального выпуска — 23 мая 1995 года.

Несмотря на возраст, Java остаётся самым популярным и самым востребованным языком. Чтобы упростить его изучение, мы подготовили подборку книг по программированию на Java, которые пригодятся начинающим разработчикам.


В этой книге рассказывается о развитии языка Java. Рассматриваются его история, влияние, которое он оказал на другие языки, становление Java EE, а также его будущее: Java 9, Project Panama, Project Valhalla и интернет вещей.


Introduction to Programming Using Java (7-е издание)

Скачать 

Эта книга — учебник по программированию для начинающих, где в качестве языка выбран Java. Каждый раздел снабжён упражнениями, а в конце прилагается весь необходимый код.


Язык Java имеет крайне дружественный синтаксис, но это не значит, что разобраться в нем так уж легко. Книга «Изучаем Java» построена на визуализации и несколько отличается от классических учебников. Она имеет очень подробное изложение, массу живых примеров и упражнения для закрепления в каждом разделе. Подойдёт всем тем, кто ничего не слышал про программирование, в том числе и про объектно-ориентированное, так как Java — полностью объектно-ориентированный язык, и изучать его нужно именно в таком контексте.

В общем, «Изучаем Java» — это не только бестселлер, но и благодаря нестандартной форме обучения и подачи материала одна из лучших книг для начинающих в принципе.


Эта книга отлично подойдёт в качестве учебного пособия для начинающих программистов. Сложность тем постепенно увеличивается: сперва обсуждаются базовые принципы, а затем — рекурсия и ООП. Все примеры кода выложены на GitHub.


Программирование на Java для начинающих

Купить 

Книга довольно небольшая (около 190 страниц). В ней достаточно сжато подаются основы языка Java, но после прочтения книги станет возможным писать собственные приложения на Java. Пособие наполнено иллюстрациями, поясняющими результат исполнения кода. Книга подойдет для тех, кому нужно максимально быстро освоить синтаксис Java.


Цель этой книги — помочь в изучении Java. В ней описываются принципы создания приложений с графическим пользовательским интерфейсом на примере двух игр: «Крестики-нолики» и «Пинг-понг». Хотя книга и рассчитана на детей старше 12, программистам постарше она тоже подойдёт. Последняя глава — бонусная: в ней рассказывается, как публиковать свой код на GitHub.


Данная книга горячо любима программистами за глубокое и поистине философское изложение тонкостей языка Java. Это пособие считается одним их лучших учебников по Java, поскольку в нем уделено внимание не только синтаксису языка, но и особенностям написания кода на Java.

Эти подходы сравниваются с методами в других языках программирования.


Споры между фанатами ООП и функциональщиками не прекращаются уже много лет. В своей книге автор обсуждает сходства этих парадигм программирования и тенденцию по их сближению. Примеры на Java помогут вам:

  • узнать, как лямбды (анонимные функции) помогают объектно-ориентированным языкам работать с параллелизмом и конкурентностью;
  • понять, как SOLID — 5 основных принципов ООП — сопоставляются с возможностями функционального подхода;
  • изучить главные шаблоны ООП и научиться применять их в функциональном программировании.

Эта книга — короткое введение в Java 8. Она поможет разобраться в основных фичах этой версии языка, таких как Project Lambda, Date-Time API, Streams и Nashorn.


Java. Библиотека профессионала. Том 1. Основы

Купить 

Книга ориентирована на читателей, уже имеющих опыт в программировании на каком-либо языке. В десятом издании рассматривается Java SE 8.

Книга состоит из двух томов. В данной подборке рассматривается первый том. В нем рассматриваются самые разные вопросы: от принципов объектно-ориентированного программирования до обобщений, коллекций, лямбда-выражений, разработки графического интерфейса средствами библиотеки Swing, а также новейшие методики параллельного и функционального программирования.


Эта книга рассчитана на тех, кто уже знает Python. Сперва рассматривается простая Java-программа, затем рассказывается об основных конструкциях, которые присутствуют почти во всех языках. После основ разбираются уникальные фичи Java.


Краткое введение в Java от Oracle. Описываются его история и философия, а также основы разработки.


Также рекомендуем изучить стайлгайд от Google, спецификации Java SE и официальные руководства по стандартной и энтерпрайз-версиям языка.

Если вы знаете другие книги, которые стоит разместить в этой подборке, делитесь ими в комментариях.

как освоить Python с нуля за 30 минут?

Прочитав статью, вы познакомитесь с особенностями языка Python, основными типами данных, условными операторы, циклами и работой с файлами. В заключении приведена подборка литературы и каналов на YouTube, а также бесплатных курсов.

***

Установка Python

Python в Ubuntu предустановлен. Чтобы узнать версию Python, откроем терминал комбинацией клавиш Ctrl + Alt + T и введем следующую команду:

        python3 --version
    

Для Windows нужно скачать Python с официального сайта и установить как обычную программу.

Установка редактора кода

Для работы нам понадобится редактор кода (IDE). Самые популярные:

Для установки Atom в Ubuntu введем в терминале:

        wget -qO - https://packagecloud.io/AtomEditor/atom/gpgkey | sudo apt-key add -
sudo sh -c 'echo "deb [arch=amd64] https://packagecloud.io/AtomEditor/atom/any/ any main" > /etc/apt/sources.list.d/atom.list'
sudo apt-get update
sudo apt-get install atom
    
Рис. 1. Страница установки Atom для Windows

Для Windows скачаем Atom с официального сайта. После установки редактора кода установим для него плагин run-python-simply (есть и другие) для запуска Python. Два способа установки:

  • Перейдем на страничку плагина и нажмем кнопку Install.
  • Откроем Atom, перейдем во вкладку FileSettingsInstall , введем в поле поиска run-python-simply и установим его.

Создание проекта

Создадим проект, в котором будем хранить код и другие файлы. Для этого перейдем во вкладку FileAdd Project Folder и выберем любую свободную папку.

Онлайн-редакторы кода

Если под рукой только смартфон, воспользуемся бесплатными онлайн-редакторами кода:

1. Синтаксис

Python использует отступы, чтобы обозначить начало блока кода:

        if 3 > 1:
    print("Три больше единицы") # Три больше единицы
    

Python выдаст ошибку, если вы пропустите отступ:

        if 3 > 1:
print("Три больше единицы") # Ошибка: IndentationError: expected an indented block 
    

Рекомендуется использовать отступ, равный четырем пробелам.

2. Hello, World

Создадим файл example.py, где example – имя файла, .py – расширение, которое означает, что программа написана на языке программирования Python.

Напишем в example.py следующую строчку:

        print('Hello, World') # Hello, World
    

У нас установлен плагин run-python-simply и запустить код мы можем двумя способами:

  • перейти во вкладку PackagesRun Python SimplyToggle F5;
  • или нажать на клавишу F5.

После запуска кода появится окно терминала с результатом или ошибкой.

В нашем случае в терминале отобразится фраза Hello, World.

Здесь:

print() – функция, выводящая на экран фразу Hello, World.

'Hello, World' – строка (заключена в кавычки).

Также можно использовать переменную word, которой присвоим значение 'Hello, World':

        word = 'Hello, World'
print(word) # Hello, World


    

Python – язык с динамической типизацией, то есть нам не нужно заранее объявлять тип переменной, является ли она строкой, числом и так далее.

О функциях поговорим в конце статьи, сейчас разберемся со строками и другими типами данных.

3. Типы данных

3.1. Строки

Строка – упорядоченная последовательность символов, заключенная в одинарные или двойные кавычки:

        "Cat and dog" # пример записи строки
'Cat and giraffe'
    

Операции со строками

Изменение регистра первого символа к верхнему регистру с помощью метода title():

        string = 'cat'
print(string. title()) # Cat


    

Преобразование всех символов к верхнему и нижнему регистру методами upper() и lower() соответственно:

        string = 'cat'
print(string.upper()) # CAT

string = 'DOG'
print(string.lower()) # dog
    

Объединение строк (конкатенация). Строки объединяются с помощью знака сложения +:

        first_animal = 'cat'
second_animal = 'dog'
all_animals = first_animal + ',' + ' ' + second_animal
print(all_animals) # cat, dog


    

Повторение строки:

        animal = 'Cat'
print(animal * 5) # CatCatCatCatCat
    

Вычисление длины строки. Чтобы определить длину строки воспользуемся встроенной функцией len() (сокращённое от англ. length):

        animal = 'Cat'
print(len(animal)) # 3
    
Рис. 2. Доступ к элементу строки по индексу в Python

Индексация начинается с 0. В нашем случае символ C имеет индекс 0, a1, t2.

Для получения элемента по индексу воспользуемся квадратными скобками []:

        animal = 'Cat'
print(animal[0]) # C
    

В предыдущем примере по индексу мы получали один элемент строки. По срезу можно получить несколько элементов:

        animal = 'CatDog'
print(animal[1:3]) # at
print(animal[0:6:2]) # Cto – выводится нулевой элемент и каждый второй после него
    

Как формируется срез:

list_name[start:stop:step], где start – начало среза, stop – конец среза, step – шаг среза.

Получим с помощью среза последний элемент:

        animal = 'CatDog'
print(animal[-1]) # g
    

Все элементы, кроме первого:

        animal = 'CatDog'
print(animal[1:]) # atDog
    

Все элементы, кроме последнего:

        animal = 'CatDog'
print(animal[0:5]) # CatDo
print(animal[:5]) # CatDo
print(animal[:-1]) # CatDo
    

Создание копии строки через срез:

        animal = 'CatDog'
animal_copy = animal[:]
print(animal_copy) # CatDog
    

Методом replace() заменим символы в строке:

        animal = 'CatDog'
print(animal. replace('Cat', 'Dog')) # DogDog
    

В скобках метода replace() указана дополнительная информация: Cat – элемент, подлежащий замене на элемент Dog.

Для удаление пробелов слева и справа применяется метод strip(), только справа – rstrip(), только слева – lstrip():

        animal = ' CatDog  '
print(animal.strip()) # CatDog
print(animal.rstrip()) #  CatDog  – здесь остался пробел слева 
print(animal.lstrip()) # CatDog – здесь остался пробел справа 
    

Преобразование строки в список индивидуальных символов:

        animal = 'CatDog '
print(list(animal)) # ['C', 'a', 't', 'D', 'o', 'g', ' ']
    

3.

2. Числа

Целые числа (int) не имеют дробной части:

        print(25 + 0 - 24) # 1
    

Число с плавающей точкой (float) имеет дробную часть:

        print(2.8 + 4.1) # 6.8999999999999995
    

Операции над числами:

        print(2 + 3) # Сложение: 5
print(5 - 4) # Вычитание: 1
print(5 * 5) # Умножение: 25
print(4 / 2) # Деление: 2.0
print(4 ** 4) # Возведение в степень: 256
    

Порядок операций. Выражение в скобках будет просчитываться в первую очередь:

        print(3*4 + 5) # 17
print(3*(4 + 5)) # 27
    

Чтобы преобразовать число с плавающей точкой в целое воспользуемся функцией int(), а для обратного преобразования – функцией float():

        print(int(5. 156)) # 5
print(float(4)) # 4.0
    

3.3. Списки

Список (англ. list) – набор упорядоченных элементов произвольных типов. Списки задаются квадратными скобками [] и содержат объекты любого типа: строки, числа, другие списки и так далее. Элементы можно менять по индексу.

Создадим список animals и выведем его на экран:

        animals = ['cat', 'dog', 'giraffe']
print(animals) # ['cat', 'dog', 'giraffe']
    

Обратимся к второму элементу списка:

        animals = ['cat', 'dog', 'giraffe']
print(animals[1]) # dog
    

Чтобы изменить элемент списка, обратимся к нему по индексу и присвоим новое значение:

        animals = ['cat', 'dog', 'giraffe']
print(animals) # ['cat', 'dog', 'giraffe']

animals[2] = 'orangutan' # меняем третий элемент
print(animals)  # ['cat', 'dog', 'orangutan']

animals[2] = ['orangutan']
print(animals) # ['cat', 'dog', ['orangutan']] – список внутри списка, вложенный список
    

Для добавления элемента в конец списка воспользуемся методом append():

        animals = ['cat', 'dog', 'giraffe']
animals. append('tyrannosaurus')
print(animals) # ['cat', 'dog', 'giraffe', 'tyrannosaurus']
    

Метод insert() вставляет элемент по индексу:

        animals = ['cat', 'dog', 'giraffe']
animals.insert(1, 43)
print(animals) # ['cat', 43, 'dog', 'giraffe']
    

Число 43 вставляется на место с индексом 1, остальные элементы сдвигаются вправо. Первый элемент остается на прежнем месте.

Для удаления элемента из списка, обратимся к элементу по индексу, используя команду del:

        animals = ['cat', 'dog', 'giraffe']
del animals[2]
print(animals) # ['cat', 'dog']
    

Другой способ удаления – метод pop():

        animals = ['cat', 'dog', 'giraffe']
animals. pop(2)
print(animals) # ['cat', 'dog']
    

В двух предыдущих примерах мы удаляли элемент по его индексу. Теперь удалим элемент по его значению с помощью метода remove():

        animals = ['cat', 'dog', 'giraffe']
animals.remove('dog')
print(animals) # ['cat', 'giraffe']
    

Чтобы упорядочить список по алфавиту используем метод sort():

        animals = ['giraffe', 'cat', 'dog']
animals.sort()
print(animals) # ['cat', 'dog', 'giraffe']
    

Список в обратном порядке выводится методом reverse():

        animals = ['cat', 'dog', 'giraffe']
animals. reverse()
print(animals) # [giraffe', 'dog', 'cat']
    

Для определения длины списка воспользуемся функцией len():

        animals = ['cat', 'dog', 'giraffe']
print(len(animals)) # 3
    

3.4. Кортежи

Рис. 3. Доступ к элементам кортежа по индексу в Python

Кортеж (англ. tuple), как и список хранит элементы, только в отличие от списка, элементы кортежа не изменяются. Кортеж задается круглыми скобками ():

        animals = ('cat', 'dog', 'giraffe')
print(animals[0]) # Получение элемента кортежа с индексом 0: cat
    

Одноэлементный кортеж задается с помощью запятой после первого элемента. Без запятой получим список. Чтобы узнать какой тип данных мы получаем на выходе воспользуемся функцией type():

        animals = ('cat',)
print(animals) # ('cat',)
print(type(animals)) # <class 'tuple'> – кортеж

animals = ('cat')
print(animals) # cat
print(type(animals)) # <class 'str'> – строка
    

Конкатенация кортежей:

        print(('cat',) + ('dog', 2))  # ('cat', 'dog', 2)
    

Повторение кортежа:

        print(('cat', 'dog', 4) * 2) # ('cat', 'dog', 4, 'cat', 'dog', 4)
    

Срез кортежа:

        animals = ('cat', 'dog', 'giraffe')
print(animals[0:1]) # ('cat',)
print(animals[0:2]) # ('cat', 'dog')
    

Чтобы создать список из элементов кортежа применим функцию list():

        animals_tuple = ('cat', 'dog', 33)
animals_list = list(animals_tuple)
print(animals_list)  # ['cat', 'dog', 33]
    

3.

5. Словари Рис. 4. Устройство словаря в Python

Словарь – неупорядоченная коллекция произвольных элементов, состоящих из пар «ключ-значение». Словарь объявляется через фигурные скобки {}: dictionary = {‘pets‘: ‘cat‘, ‘numbers‘: (1, 2)}, где pets и numbers – ключи, а cat, (1, 2) – значения. Если в списке мы получаем объект по его индексу, то в словаре по ключу.

Получим по ключам соответствующие значения из словаря dictionary:

        dictionary = {'pets': 'cat', 'numbers': (1, 2)}
print(dictionary['pets']) # cat
print(dictionary['numbers'])  # (1, 2)
print(dictionary['numbers'][1])  # 2
    

Чтобы добавить новую пару «ключ-значение» используем следующую запись словарь['новый_ключ'] = новое_значение:

        dictionary = {'pets': 'cat', 'numbers': (1, 2)}
dictionary['dinosaur'] = 'tyrannosaurus', 'pterodactylus'
print(dictionary) # {'pets': 'cat', 'numbers': (1, 2), 'dinosaur': ('tyrannosaurus', 'pterodactylus')}
    

Изменение существующего значения похоже на добавление нового значения словарь['существующий_ключ'] = новое_значение:

        dictionary = {'pets': 'cat', 'numbers': (1, 2)}
dictionary['pets'] = 'dog'
print(dictionary) # {'pets': 'dog', 'numbers': (1, 2)}
    

Командой del можно удалить ключ со значением:

        dictionary = {'pets': 'cat', 'numbers': (1, 2)}
del dictionary['pets']
print(dictionary) # {'numbers': (1, 2)}
    

3.

6. Множества

Множества – неупорядоченные последовательности не повторяющихся элементов. Множество задается чрез фигурные скобки {}:

        animals_and_numbers = {'cat', 'dog', 99, 100}
print(animals_and_numbers) # {'cat', 99, 100, 'dog'}
    

Операции над множествами:

        animals_and_numbers = {'cat', 'dog', 99, 100}
numbers = {555, 99}
animals = {'cat', 'dog'}

print(animals_and_numbers.union(numbers)) # {'cat', 99, 100, 'dog', 555} – добавляет в множество animals_and_numbers элементы множества numbers
print(animals_and_numbers.intersection(numbers)) # {99} – возвращает множество, являющееся пересечением множеств animals_and_numbers и numbers
print(animals_and_numbers. difference(numbers)) # {'cat', 'dog', 100} – Возвращает разность множеств animals_and_numbers и numbers
print(animals_and_numbers.issuperset(animals)) # True – Возвращает True, если animals является подмножеством animals_and_numbers.


    

3.7. Файлы

С помощью функции open() мы создаем файловый объект для работы с файлами. Создадим в папке с python-файлом текстовой файл example.txt, напишем в нем слово test, сохраним и закроем. Следующий код открывает и выводит на экран содержимое текстового файла example.txt:

        with open('example.txt', 'r') as file:
    for line in file:
        print(line)
    

Здесь:

example. txt – путь к файлу и его имя. В нашем случае файл расположен в папке с выполняемой программой.

r – режим работы «только чтение».

Попробуем дозаписать числа в конец файла:

        numbers = ['0', '1', '2', '3']

with open('example.txt', 'a') as file:
    for number in numbers:
        file.write(number + '\n')

0 # в файл запишется последовательность чисел, каждое число с новой строчки
1
2
3
    

Здесь:

numbers – список чисел.

a – режим записи «в конец текстового файла».

\n – перенос на новую строчку.

Без переноса строки результат будет следующий:

        numbers = ['0', '1', '2', '3']

with open('example.txt', 'a') as file:
    for number in numbers:
        file.write(number)

0123 # результат записи без переноса строки 
    

4. Ввод данных

Для ввода данных применяется функция input():

        input_word = input('Введите какое-нибудь слово: ')
print('Слово: ' + input_word)
    

5.

Условные инструкции Рис. 5. Условный оператор if в Python

Оператор if выполняет код в зависимости от условия. Проверим, если число три меньше пяти, то выведем на экран слово true:

        if 3 < 5:
    print('true') # true
    

Попробуем оператор if-else. else переводится как «в другом случае». Когда условие if не выполняется, то идет выполнение кода после else:

        if 3 > 5:
    print('true')
else:
    print('false') # false
    

elif = else + if – код выполняется, если предыдущее условие ложно, а текущее истинно:

        number = 15
if number < 3:
    print('число меньше трех')
elif 4 < number < 10:
    print('число в промежутке от 4 до 10')
elif number > 10:
    print('число больше 10') # число больше 10
    

6.

Цикл while Рис. 6. Цикл while в Python

Напишем цикл, который 5 раз выведет на экран слово hello:

        x = 0
while x < 5:
    print('hello')
    x += 1

# получаем пять раз слово hello
hello
hello
hello
hello
hello
    

Здесь:

while – обозначение цикла.

x < 5 – условие, которое записывается после while. Каждый раз после выполнения цикла (после одной итерации) проверяется это условие. Если оно становится ложным, цикл прекращает работу.

print('hello') – вывести на экран слово hello.

x += 1 – это сокращенный способ записи x = x + 1. То есть при каждой итерации значение x увеличивается на единицу.

Бесконечный цикл записывается с помощью while True:

        while True:
    print('hello')

hello
hello
hello
hello
hello
…
    

7. Цикл for

Рис. 7. Цикл for в Python

Цикл for перебирает элементы последовательности:

        numbers = ['0', '1', '2', '3']
for i in range(0, len(numbers)):
    print(numbers[i])

# на экран выводятся числа 0, 1, 2 и 3
0
1
2
3

    

Здесь:

i – переменная, которая принимает значение из диапазона значений range(0, len(numbers)).

range(0, len(numbers)) – последовательность чисел от 0 до значения длины списка numbers.

print(numbers[i]) – тело цикла, выводит на экран i-й элемент списка numbers.

Второй вариант записи:

        numbers = ['0', '1', '2', '3']
for number in numbers:
    print(number)

# идентичный результат
0
1
2
3
    

8. Функции

Функция выполняет одну конкретную задачу и имеет имя. Напишем функцию greeting(), которая выводит на экран приветствие:

        def greeting(): # объявление функции
    print('hello') # тело функции

greeting() # запуск функции
    

Здесь:

def – создает объект функции и присваивает ей имя greeting. В скобках можно указать аргументы (см. следующий пример). В нашем случае аргументов нет и скобки пустые.

print('hello') – выводит на экран слово hello.

Напишем функцию summation(), которая складывает два числа:

        def summation (a, b):
    return print(a + b)

summation(3, 8) # 11

    

Здесь:

a и b – аргументы функции.

return возвращает значение функции.

9. Модули

Модуль – файл, содержащий функции, классы и данные, которые можно использовать в других программах.

        from math import trunc

print(trunc(3.9)) # 3
    

Здесь:

from math import trunc – из встроенного в Python модуля math импортируем функцию trunc, которая отбрасывает дробную часть числа.

Это был импорт отдельной функции. Теперь импортируем весь модуль и обратимся к функции через модуль.имя_функции():

        import math

print(math.trunc(3.9))  # 3
    

10. Комментарии

Комментирование кода помогает объяснить логику работы программы. Однострочный комментарий начинается с хеш-символа #:

        a = 45 # комментарий к коду
    

Многострочный комментарий заключается с обеих сторон в три кавычки:

        """
a = 45
b = 99
"""
    

Литература

  • «Изучаем Python», Марк Лутц
  • «Программируем на Python», Майкл Доусон
  • «Изучаем программирование на Python», Пол Бэрри
  • «Начинаем программировать на Python», Тонни Гэддис
  • «Простой Python. Современный стиль программирования», Билл Любанович

Шпаргалки

Больше шпаргалок в нашей группе ВКонтакте.

YouTube-каналы и курсы

Бесплатные курсы на русском и английском языках в YouTube и на образовательных ресурсах:

На английском:

На русском:

Python в «Библиотеке Программиста»

***

Мы кратко познакомились с основными понятиями Python: команды, функции, операторы и типы данных. У этого языка низкий порог вхождения, простой синтаксис, поэтому вероятность освоить его человеку, который никогда не занимался программированием – высокая (по моей субъективной оценке – 90%).

***

На Python создают прикладные приложения, пишут тесты и бэкенд веб-приложений, автоматизируют задачи в системном администрировании, используют в нейронных сетях и анализе больших данных. Язык программирования можно изучить самостоятельно, так как много платных и бесплатных онлайн-тренажеров. Фундаментальным знаниям уделяют внимание меньше. Поэтому мы (Proglib + МГУ) запускаем онлайн-курс по математике в Data Science в формате прямого эфира с преподавателем. Пять месяцев, два раза в неделю по два академических часа. Старт курса 20 февраля. Ниже лекция преподавателя МГУ по комбинаторике для начинающих с примерами: