Как микропроцессор работает: Как это работает: микропроцессор
Как работает микропроцессор | Техника и Программы
Для того чтобы понять, как работает микропроцессор, зададим себе вопрос — а как он должен работать? Есть теория (в основном созданная постфактум: после того, как первые ЭВМ были уже построены и функционировали), которая указывает, как именно строить алгоритмы, и что процессор в соответствии с этим должен делать. Мы, естественно, углубляться в это не будем, просто констатируем, что любой алгоритм есть последовательность неких действий, записанных в виде набора последовательно выполняемых команд (инструкций, операторов). При этом среди таких команд могут встречаться команды перехода, которые в некоторых случаях нарушают исходную последовательность выполнения операторов строго друг за другом. Среди прочих должны быть также команды ввода и вывода данных (программа должна как-то общаться с внешним миром?), а также команды выполнения арифметических и логических операций.
Команды должны где-то храниться, поэтому неотъемлемой частью всей системы должно быть устройство памяти программ. Где-то надо складывать и данные, как исходные, так и результаты работы программы, поэтому должно быть устройство памяти данных. Так как команды и данные, в конечном счете, все равно есть числа, то память может быть общая, только надо уметь отличать, где именно у нас команды, а где — данные. Это есть один из принципов фон Неймана, хотя и в микроконтроллерах, о которых мы будем говорить в дальнейшем, традиционно используют не фон-неймановскую, а так называемую гарвардскую архитектуру, когда память данных и программ разделены (это разделение, впрочем, может в определенных пределах нарушаться). Процессор, построенный по фон Нейману, более универсален, например, он позволяет без особых проблем наращивать память, строить ее иерархически и более эффективно ее перераспределять прямо по ходу работы. Например, в системе Windows всегда предполагается, что компьютер имеет практически неограниченный объем памяти (измеряемый в терабайтах), а если ее реально не хватает, к делу подключается своп-файл на жестком диске. В то же время микроконтроллерам подобная гибкость не особенно требуется — на их основе, как правило, строятся узлы, выполняющие конкретную задачу и работающие по конкретной программе, так что нужную конфигурацию системы ничего не стоит предусмотреть заранее.
МП и МК
Кстати, а почему мы все время говорим то микропроцессоры (МП), то микроконтроллеры (МК)? Микроконтроллер отличается от микропроцессора тем, что он предназначен для управления другими устройствами, и поэтому имеет встроенную развитую систему ввода-вывода, но, как правило, относительно более слабое АЛУ. Микроконтроллерам очень хорошо подходит термин, который в советское время имел, правда, несколько иное значение— «микро-ЭВМ», еще точнее звучит английское «computer-on-chip», однокристальный компьютер. В самом деле, для построения простейшего вычислительного устройства, которое могло бы выполнять что-то полезное, обычный микропроцессор, от i4004 до Pentium и Core Duo, приходится дополнять памятью, ПЗУ с записанной BIOS, устройствами ввода-вывода, контроллером прерываний, тактовым генератором с таймерами и т. п. — всем тем, что сейчас стало объединяться в т. н. «чипсеты». «Голый» МП способен только одно: правильно включиться, ему даже программу загрузки неоткуда взять.
В то же время для МК микропроцессор — это только ядро, даже не самая большая часть кристалла. Для построения законченной системы на типовом МК не требуется вообще ничего, кроме источника питания и периферийных исполняющих устройств, которые позволяли бы человеку определить, что система работает. Обычный МК может без дополнительных компонентов общаться с другими МК, внешней памятью, специальными микросхемами (вроде часов реального времени или флэш-памяти), управлять небольшими (а иногда — и большими) матричными панелями, к нему можно напрямую подключать датчики физических величин (в том числе — чисто аналоговые, АЦП тоже часто входят в МК), кнопки, клавиатуры, светодиоды и индикаторы, короче— в микроконтроллерах сделано все, чтобы приходилось как можно меньше паять и задумываться над подбором элементов. За это приходится расплачиваться пониженным быстродействием (которое, впрочем, не так-то уж и важно в типовых задачах для МК) и некоторым ограничением в отдельных функциях — по сравнению с универсальными, но в сотни раз более дорогими и фомоздки-ми системами на «настоящих» МП. Вы можете мне не поверить, но процессоры для персональных компьютеров (ПК), о которых мы столько слышим, занимают в общем количестве выпускаемых процессоров лишь 5—6% — остальные составляют микроконтроллеры различного назначения.
В соответствии со сказанным основной цикл работы процессора должен быть таким: выборка очередной команды (из памяти), если необходимо — выборка исходных данных для нее, выполнение команды, размещение результатов в памяти (опять же если это необходимо). Вся работа в этом цикле должна происходить автоматически па командам некоторого устройства управления, содержащего тактовый генератор — системные часы, по которым все синхронизируется. Кроме того, где-то это все должно происходить — складирование данных, кода команды, выполнение действий и т. п., так что процессор должен содержать некий набор рабочих регистров (по сути — небольшую по объему сверхбыструю память), определенным образом связанных как между собой, так и с устройством управления и АЛУ, которое неизбежно должно присутствовать.
Решающую роль в работе процессора играет счетчик команд. Он автоматически устанавливается на нуль в начале работы, что соответствует первой команде, и автоматически же инкрементируется (то есть увеличивается на единицу) с каждой выполненной командой. Если по ходу дела порядок команд нарушается, например, встречается команда перехода (ветвления), то в счетчик загружается соответствующий адрес команды — ее номер от начала программы. Если это не просто ветвление, а выполнение подпрограммы, которое предполагает в дальнейшем возврат к основной последовательности команд (к следующей команде после вызова подпрограммы), то перед переходом к выполнению подпрограммы текущее значение счётчика команд сохраняется в специально отведенной для этой цели области памяти — стеке. По команде окончания подпрограммы сохраненный адрес извлекается из стека, и выполнение основной программы продолжается. К счастью, нам самим не придется иметь дело со счетчиком команд, потому что все указания на этот счет содержатся в командах, и процессор все делает автоматически.
Рис. 18.2. Блок-схема простейшего микроконтроллера
Блок-схема простейшего МК, содержащего процессорное ядро и минимум компонентов для «общения» с внешней средой, показана на рис. 18.2. Здесь мы включили в состав системы память программ, которая у ПК-процессоров находится всегда отдельно (если не считать относительно небольшого объема быстродействующей кэш-памяти) — сами знаете, какой объем программ бывает в персональных компьютерах. В большинстве современных микроконтроллеров постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) для программ входит в состав чипа и обычно составляет от V—2 до 8—32 кбайт. Хотя есть модели и с 256 килобайтами встроенной памяти, но 2—8 кбайт для подавляющего большинства применений вполне достаточно. Встроенное оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) для хранения данных в том или ином объеме также имеется во всех современных микроконтроллерах, типичный размер такого ОЗУ — от 128—256 байт до 1—4 кбайт. В большинстве универсальных контроллеров есть и некоторое количество встроенной энергонезависимой памяти для хранения констант— обычно столько же, сколько и ОЗУ данных. Но к памяти мы еще вернемся в этой главе, а пока продолжим про процессоры.
Подробности
в первых моделях микропроцессоров (включая и интеловские процессоры для ПК — от 8086 до 80386) процессор выполнял команды строго последовательно: загрузить команду, определить, что ей нужны операнды, загрузить эти операнды (по адресу регистров, которые их должны содержать; адреса эти, как правило, хранятся сразу после собственно кода команды или определены заранее), потом проделать нужные действия, складировать результаты… До нашего времени дошла архитектура суперпопулярных еще недавно микроконтроллеров 8051, выпускающихся и по сей день различными фирмами (Atnnel, Philips), которые выполняли одну команду аж за 12 тактов (в некоторых современных аналогах, впрочем, это число меньше). Для ускорения работы стали делить такты на части (например, срабатывать по переднему и заднему фронтам), но действительный прорыв произошел с внедрением конвейера. Со времен Генри Форда известно, что производительность конвейера зависит только от времени выполнения самой длинной операции — если поделить команды на этапы и выполнять их одновременно разными аппаратными узлами, то можно добиться существенного ускорения (хотя и не во всех случаях). В рассматриваемых далее микроконтроллерах Atmel AVR конвейер двухступенчатый: когда очередная команда загружается и декодируется, предыдущая уже выполняется и пишет результаты. В AVR это позволило выполнять большинство команд за один такт (кроме команд ветвления программы).
Главное устройство в МП, которое связывает все узлы в единую систему — внутренняя шина данных. По ней все устройства обмениваются сигналами. Например, если МП требуется обратиться к внешней, дополнительной памяти, то при исполнении соответствующей команды на шину данных выставляется нужный адрес, от устройства управления поступает через нее же запрос на обращение к нужным портам ввода/вывода. Если порты готовы, адрес поступает на выходы портов (то есть на соответствующие выводы контроллера), затем по готовности принимающий порт выставляет на шину принятые из внешней памяти данные, которые загружаются в нужный регистр, после чего шина данных свободна. Для того чтобы все устройства не мешали друг другу, все это строго синхронизировано, при этом каждое устройство имеет, во-первых, собственный адрес, во-вторых, может находиться в трех состояниях — работать на ввод, на вывод или находиться в третьем состоянии, не мешая другим работать.
Под разрядностью МП обычно понимают разрядность чисел, с которыми работает АЛУ, соответственно, такую же разрядность имеют и рабочие регистры. Например, все ПК-процессоры от 1386 до последних инкарнаций Pentkim были 32-разрядными, некоторые последние модели от Intel и AMD стали 64-разрядными. Большинство микроконтроллеров общего назначения— 8-разрядные, но есть и 16-, и 32-разрядные. При этом внутренняя шина данных может иметь и больше разрядов — например, чтобы одновременно передавать и адреса и данные.
Распределение рынка МК в первые годы тысячелетия было таким: немного меньше половины выпускаемых изделий составляют 8-разрядные кристаллы, а вторую половину поделили между собой 16- и 32-разрядные, причем доля последних неуклонно растет за счет 16-разрядных. Выпускаются даже 4-разрядные, потомки первого 14004, которые занимают не более 10% рынка, но, что любопытно, эта доля снижается очень медленно.
Заметки на полях
Обычно тактовая частота универсальных МК невелика (хотя инженеру 1980-х, когда ПК работали* на частотах не выше 6 МГц, она показалась бы огромной) — порядка 8—16 МГц, иногда до 20 МГц или несколько более. И это всех устраивает — дело в том, что обычные МК и не предназначены для разработки быстродействующих схем. Если требуется быстродействие, то используется другой класс интегральных схем — ПЛИС, «профаммируемые логические интефальные схемы». Простейшая ПЛИС представляет собой набор никак не связанных ме>кду собой логических элементов (наиболее сложные из них могут включать в себя и некоторые законченные узлы, вроде триггеров и генераторов), которые в процессе программирования такого чипа соединяются в нуж1|1ую схему. Комбинационная логика работает гораздо быстрее тактируемых контроллеров, и для построения различных логических схем в настоящее время применяют только ПЛИС, от использования дискретных элементов («рас-сыпухи») в массовых масштабах уже давно отказались. Еще одно преимущество ПЛИС— статическое потребление энергии для некоторых серий составляет единицы микроватт, в отличие от МК, которые во включенном состоянии потребляют достаточно много (если не находятся в режиме энергосбережения). В совокупности с более универсальными и значительно более простыми в обращении, но менее быстрыми и экономичными микроконтроллерами, ПЛИС составляют основу большин9твд массовых электронных изделий, которые вы видите на прилавках. В этой книге мы, конечно, рассматривать ПЛИС не будем — в любительской практике, в основном из-за дороговизны соответствующего инструментария и высо1кого порога его освоения, они не используются, и для конструирования oди^|oчныx экземпляров приборов даже для профессиональных применений их ис111ользовать нецелесообразно.
Если подробности внутреннего функционирования МП нас волнуют не очень (центральный узел — АЛУ мы уже «изобретали» в главе 15, и этого достаточно, чтобы понимать, что именно происходит внутри процессорного ядра), то обмен с внешней средой нас как раз интересует во всех деталях. Для этого служат порты ввода/вывода (I/0-port, от input/output). В этом термине имеется некоторая неопределенность, так как те, кто программировал для ПК на ассемблере, помнят, что в ПК портами ввода/вывода (ПВВ) назывались регистры для управления всеми устройствами, кроме непосредственно процессорного ядра. В микроконтроллерах то же самое называют «регистрами ввода/вывода» (РВВ) — это регистры для доступа ко встроенным компонентам контроллера, внешним по отношению к вычислительному ядру. А это все узлы, которыми непосредственно управляет пользователь — от таймеров и последовательных портов до регистра флагов и управления прерываниями. Кроме ОЗУ, доступ к которому обеспечивается специальными командами, все остальное в контроллере управляется через РВВ, и путать с портами ввода-вывода их не следует.
ПВВ в МК служат для обмена с «окружающей средой» (управляются они, естественно, тоже внутренними регистрами ввода-вывода). На схеме рис. 18.2 показано 3 ПВВ — А, В и С; в реальных МК их может быть и больше, и меньше. Еще важнее число выводов этих портов, которое чаще всего совпадает с разрядностью процессора (но не всегда, как это было у 8086, который имел внутреннюю 16-разрядную структуру, а внешне выглядел 8-разрядным). Если мы заставим 8-разрядные порты «общаться», например, с внешней памятью, то на двух из них можно выставить 16-разрядный адрес, а на оставшемся — принимать данные. А как быть, если портов два или вообще один? (К примеру, в микроконтроллере АТхххх2313 портов формально два, но один усеченный, так что общее число линий составляет 15). Для того чтобы даже в такой ситуации это было возможно, все внешние порты в МП всегда двунаправленные. Скажем, если портов два, то можно сначала выставить адрес, а затем переключить порты на вход и принимать данные. Естественно, для этого порты должны позволять работу на общую шину — то есть либо иметь третье состояние, либо выход с общим коллектором для объединения в «монтажное ИЛИ».
Варианты для обоих случаев организации выходной линии порта показаны на рис. 18.3, где приведены упрощенные схемы выходных линий микроконтроллеров семейства 8048 — когда-то широко использовавшегося предшественника популярного МК 80S1 (например, 8048 был выбран в качестве контроллера клавиатуры в IBM PC). В современных МК построение портов несколько сложнее (в частности, вместо резистора там полевой транзистор), но для уяснения принципов работы это несущественно.
По первому варианту (рис. 18.3, а) в МК 8048 построены порты 1 и 2. Когда в порт производится запись, то логический уровень поступает с прямого выхода защелки на статическом D-триггере на вход схемы «И», а с инверсного — на затвор транзистора VT2. Если этот уровень равен логическому нулю, то транзистор VT1 заперт, а VT2 открыт, на выходе также логический ноль. Если уровень равен логической единице, то на время действия импульса «Запись» транзистор VT1 открывается, а транзистор VT2 запирается (они одинаковой полярности). Если на выходе присутствует емкость (а она всегда имеется в виде распределенной емкости проводников и емкости входов других компонентов), то через открытый VT1 протекает достаточно большой ток заряда этой емкости, позволяющий сформировать хороший фронт перехода из О в 1. Как только импульс «Запись» заканчивается, оба транзистора отключаются, и логическая единица на выходе поддерживается резистором R1. Выходное сопротивление открытого транзистора VT1 примерно 5 кОм, а резистора — 50 кОм. Любое другое устройство, подключенное к этой шине, при работе на выход может лишь либо поддержать логическую единицу, включив свой подобный резистор параллельно R1, либо занять линию своим логическим нулем — это, как видите, и есть схема «монтажное ИЛИ». При работе на вход состояние линии просто считывается во время действия импульса «Запись» со входного буфера (элемент «В» на рис. 18.3, а).
Второй вариант (рис. 18.3, б), по которому устроен порт О, есть обычный выходной каскад КМОП с третьим состоянием, то есть такой порт может работать на выход, только полностью занимай линию, остальные подключенные к линии устройства при этом должны смиренно внимать монополисту, воспринимая сигналы. Это обычно не создает особых трудностей и схемотехнически даже предпочтительно ввиду симметрии выходных сигналов и высокого сопротивления для входных. Единственная сложность возникает при сопряжении такого порта с линией, работающей по первому варианту, так как при логической единице на выходе могут возникнуть электрические конфликты, если кто-то попытается выдать в линию логический ноль (ток от источника пойдет через два распахнутых транзистора).
Рис. 18.3. Упрощенные схемы портов ввода/вывода МК 8048: а — портов 1 и 2; б — порта О
Для обеспечения работы трехстабильного порта по схеме «монтажное ИЛИ» применяют хитрый прием: всю линию «подтягивают» к напряжению питания с помощью внешнего резистора (во многих МК существует встроенный отключаемый резистор, установленный аналогично R1 в схеме рис. 18.3, а), и нормальное состояние всех участвующих трехстабильных портов — работа на вход в третьем состоянии. В этом режиме на линии всегда будет логическая единица. На выход же линию переключают только, когда надо выдать логический ноль. В этом случае, даже при одновременной активности нескольких портов, конфликтов не возникнет.
Принцип работы микропроцессора. — КиберПедия
В состав МП (рис. 1) входят арифметическо-логическое устройство, устройство управление и блок внутренних регистров.
Арифметическо-логическое устройство состоит из двоичного сумматора со схемами ускоренного переноса, сдвигающего регистры и регистров для временного хранения операндов. Обычно это устройство выполняет по командам несколько простейших операций: сложение, вычитание, сдвиг, пересылку, логическое сложение (ИЛИ), логическое умножение (И), сложение по модулю 2.
Устройство управления управляет работой АЛУ и внутренних регистров в процессе выполнения команды. Согласно коду операций, содержащемуся в команде, оно формирует внутренние сигналы управления блоками МП. Адресная часть команды совместно с сигналами управления используется для считывания данных из определенной ячейке памяти или для записи данных в ячейку. По сигналам УУ осуществляется выборка каждой новой, очередной команды.
Блок внутренних регистров БВР, расширяющий возможности АЛУ, служит внутренней памятью МП и используется для временного хранения данных и команд. Он также выполняет некоторые процедуры обработки информации.
На рисунке (2) приведена более подробная структурная схема однокристального МП. Здесь блок внутренних регистров содержит регистры общего назначения и специальные регистры: регистр-аккумулятор, буферный регистр адреса, буферный регистр данных, счетчик команд, стека, признаков.
Регистры общего назначения (РОН), число которых может изменятся от 4 до 64, определяют вычислительные возможности МП. Их функция – хранение операндов. Но могут выполнять также и роль регистров. Все РОН доступны программисту, который рассматривает их как сверхоперативное запоминающее устройство.
Регистр – аккумулятор («накопитель»), предназначен для временного хранения операнда или промежуточного результата действий производимой в АЛУ. Разрядность регистра равна разрядности информационного слова.
Буферный регистр адреса служит для приема и хранения адресной части выполняемой команды. Возможное количество адресов, определяется разрядностью регистра.
Буферный регистр данных используется для временного хранения выбранного из памяти слова перед передачей его во внешнюю шину данных. Его разрядность определяется количеством байт информационного слова.
Счетчик команд содержит адрес ячейки памяти, в которой помещены байты выполняемой команды.
Регистр команд принимает и хранит код очередной команды, адрес которой находится в счетчике команд. По сигналу УУ в него передается из регистра хранимая там информация.
Регистры стека делятся на стек и указатель стека. В МП стек – набор регистров, хранящих адреса команд возврата при обращении к подпрограммам или состояние внутренних регистров при обработке прерываний. Стек может быть выполнен не только на внутренних регистрах МП, составляя его часть, но и находиться в ОЗУ, занимая там отведенную для него зону. В последнем случае для обращения к нему необходим специальный регистр – указатель стека.
Указатель стека хранит адреса последней занятой ячейки стека, которую называют вершиной. Содержащее в указателе число указывает, где находится вершина стека. Когда в стек записывается очередное слово, то число в указателе стека соответственно увеличивается. Извлечение слова из стека сопровождается, наоборот, уменьшением числа, заполняющего указатель стека. Кроме такой процедуры предусматривается возможность считывания без разрушений содержимого любой ячейки стека при неизменном числе, хранимом в указателе стека.
Регистр признаков представляет собой набор триггеров – флажков. В зависимости от результатов операций, выполняемых АЛУ, каждый триггер устанавливается в состояние 0 или 1. Флажковые биты, определяющие содержимое регистра, индицируют условные признаки: нулевого результата, знака результата, перевыполнения и т. п. Эта информация, характеризующая состояние процессора, важна для выбора дальнейшего пути вычислений.
Рассмотрим более подробно основные части микропроцессора (рис. 2).
Внутренняя шина данных соединяет собой основные части МП.
Шиной называют группу линий передачи информации, объединенных общим функциональным признаком. В микропроцессорной схеме используется три вида шин: данных, адресов и управления.
Разрядность внутренней шины данных т. е. количество передаваемых по ней одновременно (параллельно) битов числа соответствует разрядности слов, которыми оперирует МП. Очевидно, что разрядность внутренней и внешней шин данных должна быть одной и той же. У восьмиразрядного МП внутренняя шина данных состоит из восьми линий, по которым можно передавать последовательно восьмиразрядные слова – байты. Следует иметь в виду, что по шине данных передаются на только обрабатываемые АЛУ слова, но и командная информация. Следовательно, недостаточно высокая разрядность шины данных может ограничить состав (сложность) команд и их число. Поэтому разрядность шины данных относят к важным характеристикам микропроцессора – она в большей мере определяет его структуру (числа разрядов указаны на рисунке в скобках рядом с названиями блоков).
Шина данных МП работает в режиме двунаправленной передачи, т. е. по ней можно передавать слова в обоих направлениях, но не одновременно. В этом случае требуется применение специальных буферных схем и мультиплексного режима обмена данных между МП и внешней памятью. Мультиплексный режим (от английского слова multiple – многократный, множественный), иногда называемый многоточечным, — режим одновременного использования канала передачи большим числом абонентов с разделением во времени средств управления обменом.
Мультиплексор – устройство, которое выбирает данные от одного, двух (или более) входных информационных каналов и подает эти данные на свой выход. Схема мультиплексора состоит из двухвходовых логических элементов И – ИЛИ, управляемых распределителем импульсов. Промышленностью выпускаются мультиплексоры, которые могут входить в состав , а также в виде отдельных БИС (например, восьмивходовый одноразрядный; двухвходовый четырехразрядный; трехвходовый четырехразрядный и др.).
Демультиплексор – устройство, выполняющее противоположную мультиплексору функцию, — подает данные, подводимые к его входу, на один (или более) выходной информационный канал.
Мультиплексоры и демультиплексоры позволяют компоновать из микропроцессорных элементов микроЭВМ для любой длины машинного слова. Предположим, что задача обработки данных заключается в сложении двух операндов, каждый из которых представляет собой восьмиразрядное двоичное число – байт.
Восьмиразрядное арифметически – логическое устройство выполняет все арифметические и логические операции. На первый вход АЛУ поступает байт из восьмиразрядного аккумулятора, а на второй вход – из восьмиразрядного промежуточного регистра. Результат сложения указанных двух байтов передается с выхода АЛУ через внутреннюю шину данных в аккумулятор. Такая организация удовлетворяет одноадресной организации микропроцессора. Для нее характерно то, что один из операндов, участвующих в обработке, всегда находится в аккумуляторе, адрес которого задан неявно. Поэтому при выполнении операции сложения двух операндов требуется указывать только один адрес – второго операнда, содержащегося, например в одном из восьми регистров общего назначения (РОН). К АЛУ подключены регистр признаков, предназначенный для хранения и анализа признаков результата операции, и схема десятичной коррекции (на рис. 2 не показана), позволяющая проводить обработку данных в двоично-десятичном коде.
В состав микропроцессора входят также указатель стек, счетчик команд, буферный регистр адреса, ОЗУ. Первые два РОН – регистры W и Z – предназначены для кратковременного хранения данных во время выполнения команды (эти регистры недоступны программисту), остальные шесть РОН – регистры B, C, D, E, H и L – cлужат ячейками внутренней памяти, называемой сверхоперативным запоминающим устройством (СОЗУ). В них хранятся операнды, подлежащие обработки в АЛУ, результаты обработки данных, выполненных в АЛУ, и управляющие слова. В каждом регистре помещается один байт. Обращение к РОН – адресное. Попарное расположение регистров B и C, D и E, H и L дает возможность проводить обработку двухбайтовых слов, называемую обработкой “удвоенной точности”. Обмен данными с РОН (считывание и запись информации) осуществляется через мультиплексор, причем требуемый регистр выбирается с помощью селектора регистров по сигналу УУ.
В левой части рис. 2 расположены регистр команд, дешифратор кода операции и УУ (хотя дешифратор относится к УУ, он нарисован отдельно для большей наглядности). Стековый регистр адреса на рисунке отсутствует, так как стек представляет собой определенную зону ОЗУ.
Обмен информацией между регистрами и другими блоками микропроцессора производится через внутреннюю шину данных, причем передачи команд и данных разделены во времени. Связь с внешней шиной данных осуществляется через буферный регистр данных.
Микропроцессор – это программно-управляемое устройство. Процедура выполняемой им обработки данных определяется программой, т. е. совокупностью команд. Команда делится на две части: код операции и адрес. В коде операции заключена информация о том, какая операция должна быть выполнена над данными, подлежащими обработке. Адрес указывает место, где расположены эти данные (в регистрах общего назначения микропроцессора, т. е. во внутренней или внешней памяти). Слово данных, подвергаемое обработке, представляет один байт. Команда может состоять из одного, двух или трех байтов, последовательно расположенных в памяти.
Первый байт команды содержит код операции. Считанный в начале интервала выполнения команды, называемого циклом команды, ее первый байт поступает по внутренней шине данных в регистр команд, где хранится в течение всего цикла. Дешифратор кода операции дешифрует содержимое регистра команд – определяет характер операции и адреса операндов. Эта информация подается в УУ, которое вырабатывает управляющие сигналы, направляемые в блоки микропроцессора, участвующие в выполнении данной команды.
В том случае, когда код операции непосредственно указывает адрес данных – объекта обработки, операция начинается сразу после считывания первого байта команды. Если же в команде содержится более одного байта, то остальные байты, несущие информацию об адресе ячейки памяти, где хранятся данные, передаются либо в буферный регистр адреса, либо в один из РОН только после завершения всей процедуры считывания команды или, иначе говоря, после получения полной информации о местонахождении операндов и о том, какая операция должна выполнятся, начинается операция.
Рассмотрим пример выполнения операции сложения двух операндов. Первый операнд хранится в аккумуляторе, второй в одном из РОН (его адрес указан в команде), откуда он передается в промежуточный регистр. Согласно коду операции АЛУ суммирует поступающие на его вход байты и выдает результат, который фиксируется в аккумуляторе. Этот результат можно использовать при дальнейших этапах обработки.
Наряду с многокристальными и однокристальными МП используются секционированные или разрядно-модульные МП. Основной их отличительной особенностью является то, что каждый модуль предназначен для обработки нескольких разрядов машинного слова, а слово в целом обрабатывается группой модулей или секций, соединенных между собой.
Архитектура микропроцессора (Architecture) – принцип его внутренней организации, общая структура, конкретная логическая структура отдельных устройств.
Понятие архитектуры микропроцессора включает в себя систему команд и способы адресации, возможность совмещения выполнения команд во времени, наличие дополнительных устройств в составе микропроцессора, принципы и режимы его работы. Выделяют понятия микроархитектуры и макроархитектуры.
Микроархитектура микропроцессора — это аппаратная организация и логическая структура микропроцессора, регистры, управляющие схемы, арифметико-логические устройства, запоминающие устройства и связывающие их информационные магистрали.
Макроархитектура микропроцессора — это система команд, типы обрабатываемых данных, режимы адресации и принципы работы микропроцессора.
В общем случае под архитектурой ЭВМ понимается абстрактное представление машины в терминах основных функциональных модулей, языка ЭВМ, структуры данных.
1. В соответствии с архитектурными особенностями, определяющими свойства системы команд, различают:
· Микропроцессоры с CISC архитектурой.
CISC (Complex Instruction Set Computer) — Компьютер со сложной системой команд. Исторически они первые и включают большое количество команд. Все микропроцессоры корпораций Intel (Integrated Electronics) и AMD (Advanced Micro Devices) относятся к категории CISC.
· Микропроцессоры с RISC архитектурой.
RISC (Reduced Instruction Set Computer) — Компьютер с сокращенной системой команд. Упрощена система команд и сокращена до такой степени, что каждая инструкция выполняется за единственный такт. Вследствие этого упростилась структура микропроцессора, и увеличилось его быстродействие.
Пример микропроцессора с RISC-аpхитектуpой — Power PC. Микропроцессор Power PC начал разрабатываться в 1981 году тремя фирмами: IBM, Motorola, Apple.
· Микропроцессоры с MISC архитектурой.
MISC (Minimum Instruction Set Computer) — Компьютер с минимальной системой команд. Последовательность простых инструкций объединяется в пакет, таким образом, программа преобразуется в небольшое количество длинных команд.
2. Разрядность–максимальное количество разрядов двоичного кода, которые могут обрабатываться или передаваться одновременно.
Современные микропроцессоры построены на 32-х битной архитектуре x86 или IA-32 (Intel Architecture 32 bit), но совсем скоро произойдет переход на более совершенную, производительную 64-х битную архитектуру IA-64 (Intel Architecture 64 bit). Фактически переход уже начался, этому свидетельствует массовый выпуск и выход в продажу в 2003 году нового микропроцессора Athlon 64 корпорации AMD (Advanced Micro Devices), этот микропроцессор примечателен тем, что может работать как с 32-х битными приложениями, так и с 64-х битными. Производительность 64-х битных микропроцессоров намного выше.
Разрядность микропроцессора обозначается m/n/k/ и включает:
m — разрядность внутренних регистров, определяет принадлежность к тому или иному классу процессоров;
n — разрядность шины данных, определяет скорость передачи информации;
k — разрядность шины адреса, определяет размер адресного пространства. (Например, микропроцессор i8088 характеризуется значениями m/n/k=16/8/20)
3. Объем адресуемой памяти – максимальный объем памяти, который может обслужить микропроцессор.
32-х разрядный микропроцессор может обслужить 64 Гб (4х109 байт) памяти, а 64-х разрядный микропроцессор может обслужить 64 Тб (64х1012 байт) памяти.
4. Набор дополнительных инструкций (Instruction Set) — применяются в современных CISC-микропроцессорах и способны значительно ускорить их работу. Естественно только при условии поддержки данных наборов со стороны приложения. Все традиционные современные процессоры поддерживают набор инструкций MMX, который был самым первым (разработан корпорацией Intel еще в 1997 году). MMX расшифровывается как MultiMedia eXtensions (мультимедийные расширения). Он представил дополнительные возможности, ориентированные на обработку цифрового изображения и звука. В основе технологии лежит концепция (микроархитектура) SIMD (Single Instruction Many Data – «одна команда, много данных»), когда при помощи одной инструкции одновременно обрабатывается несколько элементов данных. SSE, SSE2, 3DNow! — дальнейшее развитие этой идеи. Микропроцессоры Intel Pentium 3 поддерживают SSE, а Pentium 4 и AMD Athlon 64 еще и SSE2 (это относится и к соответствующим микропроцессорам Intel Celeron). Процессоры AMD Athlon и Duron поддерживают наборы инструкций 3DNow!Professional и MMX, в Athlon XP была добавлена поддержка SSE (на уровне микрокода ядра).
Технологический процесс производства (Process Technology) – техпроцесс определяет размеры элементов и соединений между ними в интегральной схеме. Измеряется в микрометрах (0,35 μm; 0,25 μm;…). Чем меньше число, тем меньше сам кристалл, следовательно, меньше потребляемая мощность и тепловыделение. А ведь тепловыделение сильно препятствует увеличению частоты, на которой работает микропроцессор. Где-то в 1997 году произошел переход с 0,25 μm на 0,18 μm технологию производства. А уже в 2001 году произошел переход на 0,13 μm технологию, что позволило намного увеличить частоту. Вот-вот произойдет переход на 0,09 μm.
Производительность микропроцессора определяется параметрами:
1. Тактовая частота (Частота ядра) (Internal clock) – это количество электрических импульсов в секунду. Каждый импульс несет в себе некую информацию — это могут быть команды процессору или данные памяти. Тактовая частота задается кварцевым генератором — одним из блоков, расположенных на материнской плате. Тактовая частота кварцевого генератора выдерживается с очень высокой точностью и лежит в мега или гигагерцовом диапазоне. Один герц — один импульс, один мегагерц — один миллион импульсов, один гигагерц — тысяча мегагерц. Микропроцессор, работающий на тактовой частоте 800 МГц, выполняет 800 миллионов рабочих тактов в секунду. В зависимости от сложности обрабатываемой команды процессору для выполнения задачи необходимы сотни и тысячи тактов. Но для выполнения простых операций бывает достаточно одного такта. Чем выше тактовая частота ядра, тем выше скорость обработки данных. Современные микропроцессоры работают на частотах от 300 МГц до 4,7 ГГц.
2. Частота системной шины (System clock или Front Side Bus) – системная шина служит для связи микропроцессора с остальными устройствами. Микропроцессор имеет две частоты: тактовая частота ядра и частота системной шины. Чем выше частота системной шины, тем выше скорость передачи данных между микропроцессором и остальными устройствами. Частота системной шины современных микропроцессоров от 66 МГц до 266МГц.
3. Объем Кэш-памяти (Cache) – Кэш-память быстрая память малой емкости, используемая процессором для ускорения операций, требующих обращения к памяти. Кеш – промежуточное звено между микропроцессором и опретивной памятью. Различают несколько уровней кэша: кэш первого уровня (L1) — кэш команд (инструкций) которые предстоит исполнить, кэш первого уровня размещается на одном кристалле с процессором. Кэш второго уровня (L2) — кэш данных — используется для ускорения операций с данными (в первую очередь чтения). На общую производительность влияет размер кэша L2. Чем больше L2, тем дороже процессор, т.к. память для кэша еще очень дорога. Поэтому эффективнее увеличивать частоту кэша, а для этого он должен находиться как можно ближе к ядру процессора. Кэш-память может работать на частоте 1/4, 1/3, 1/2, 1/1 от частоты ядра. Современные микропроцессоры имеют кэш объемом от 8 Кб до 5Мб.
Предельно эксплуатационные параметры микропроцессоров:
1. Напряжение питания микропроцессора – величина питающего напряжения микропроцессоров зависит от технологического процесса и от частоты ядра. Чем меньше кристалл и ниже частота, тем меньше напряжение питания. Напряжение питания современных микропроцессоров от 0,5 В до 3,5 В, чаще всего от 1,2 В до 1,75 В.
2. Ток ядра – у современных микропроцессоров ток, протекающий через ядро от 1 А до 90 А.
3. Потребляемая мощность – зависит от величины питающего напряжения и от частоты ядра. Чем меньше напряжение питания и частота, тем меньше потребляемая мощность. Мощность современных микропроцессоров от 1Вт до 120 Вт. Чаще всего в пределах 40-70 Вт.
4. Максимальная температура нагрева кристалла – максимальная температура кристалла, при которой возможна стабильная работа микропроцессора. У современных микропроцессоров она колеблется в пределах от 60˚С до 95˚С.
Физические параметры микропроцессорв (Форм-фактор):
1. Тип, размеры корпуса
2. Размеры кристалла
3. Количество выводов
4. Форма расположения выводов
Как работает Микропроцессор? — Мои статьи — Каталог статей
Прежде чем начать с создания собственного проекта на МК сначала поговорим о том как же работает любой процессор.
Хотя этот вопрос рассматривался в курсе лекций по микропроцессорной технике в институте, мы попробуем освежить память по данному вопросу, так как очень важно представлять, что происходит внутри микросхемы микроконтроллера (МК) при ее программировании или ее работе.
Для того чтобы понять, как работает микропроцессор (МП), зададим себе вопрос: а как он должен работать?
Любой алгоритм является последовательность действий, записанных в виде наборов последовательно выполняемых команд (инструкций, операторов). При этом среди таких команд могут встречаться переходы, которые в некоторых случаях нарушают исходную последовательность выполнения операторов строго друг за другом. Среди прочих команд должны быть команды ввода и вывода данных (программа же должна как-то общаться с внешним миром?), а также команды выполнения арифметических и логических операций.
Эти команды необходимо где-то хранить, поэтому неотъемлемой частью всей системы должно быть устройство память программ (ПП). Где-то надо складывать и данные, как исходные, так и результаты работы программы, поэтому должно быть и устройство памяти данных (ПД). Так как команды и данные в конечном итоге это числа в двоичном коде, то память может быть общая, только нужно уметь отличать, где у нас данные, а где команды. Это и есть один из принципов фон Неймана, хотя в МК, которые мы будем рассматривать далее используется не фон-немоновская, а так называемую гарвородскую архитектуру, когда память программ и данных разделены. То есть на каждую память отдельна своя шина данных и отдельна своя шина адреса. Поэтому при засылки данного по адресу 0х00 памяти программ, мы никогда не пересечемся с ячейкой 0х00 памяти данных. И обращения к обоим видам памяти может происходить одновременно, не зависимо друг от друга. В этом и есть преимущество гарвардской архитектуры.
Конечно же Вы знаете и понимаете отличие микроконтроллера от микропроцессора!
Напомним. Чем же отличается МП от МК? Что МК, что МП — это обязательно микросхема и внешене они могут не отличаться. Например так
Ну МК служит для управления различными устройствами, поэтому имеет в своем составе огромное количества периферийных устройств, в том числе и систему ввода-вывода. Но как правила у МК более слабое арифметико-логическое устройство (АЛУ). МК еще можно назвать микро ЭВМ, а еще точнее «computer-on-chip». Сам МП это не законченное устройство в отличии от МК. В состав МК входит свой МП. Другими словами МК это МП плюс периферийные устройства, которыми МП управляет (устройства ввода-вывода, стек, компаратор, АЦП, ЦАП, ШИМ, устройства прерывания, таймеры-счетчики, сторожевой таймер, различные интерфейсы, модуляторы и тд).
Перейдем непосредственно к принципу работы микропроцессорных устройств. В первом приближении любое микропроцессорное устройство работает следующим образом. После того как программист, написал программу, она должно попасть в МП. В пустую память программ записывают код программы (алгоритм работы, последовательность операций), при помощи устройства, которое называется программатор, речь о котором пойдет позже в соответствующих разделах. Эта последовательность операции вносится в память МП в двоичном коде. Обычно этот процесс называют «прошивка» микросхемы или прошивка процессора. После записи программы в память программ (ПП), МП сразу же начинает работу. Счетчик команд, после запуска, каждый такт тактового генератора, инвертирует свое состояние (0,1,2,3,4,….),то есть прибавляет 1. Таким образом, он как бы указывает процессору адрес следующей команды в памяти программ, которую нужно считать (Рисунок 1). Сначала считывает первую команду, затем вторую, третью, четвертую и тд. Когда программа закончится (по команде перехода), счетчик сброситься (возвращает свое значения в «0») и счет начнется заново, следовательно, программа тоже. Если процессор не встретит по пути считывания команды перехода на начало программы, то процессор продолжит считывания программы и после ее окончания. То есть продолжит считывания пустой памяти до последней ее ячейки и только потом перейдет на начала программы. Таким образом, операции в процессоре считываются и выполняются последовательно команда за командой. Сразу стоит заметить, что чем выше частота тактового генератора, тем быстрее буду считываться последовательно команды и выполняться эти команды.
Детально принцип работы МП микроконтроллеров семейства AVR фирмы ATMEL мы увидим на примерах наших проектов. При этом не сложно пронаблюдать работу МК в целом в программном симуляторе AVR studio (о нем позже).
Рисунок 1 Принцип работы микропроцессора после первого машинного такта
1 – загрузка программного кода в память программ микропроцессора.
2 – после запуска МП, счетчик команд, указывая МП на очередную команду, последовательно пробегает по всем ячейкам памяти МП.
3- После чего процессор выполняет команду указанную счетчиком
Не сложно догадаться, что по приходу следующего тактового импульса, счетчик укажет МП на следующий адрес ячейки памяти, а процессор считает следующую команду (рисунок 2).
Рисунок 2 Принцип работы микропроцессора после второго машинного такта
Структурная схема микропроцессора. :: Электроника для всех
26.08.2011 19:51
Понятие о микропроцессоре.
Управляющим блоком цифровых систем управления подвижными объектами является специализированный вычислитель, построенный на основе микропроцессорных интегральных схем.
Микропроцессор — функциональный блок микросхемотехники, выполненный, как правило, на одной СБИС и предназначенный для цифровой обработки информации и управления ходом этой обработки на основе кодов команд программы, считываемых из запоминающих устройств.
Номенклатура современных микропроцессорных средств отличается огромным разнообразием функциональных возможностей и сфер использования. Однако в этом разнообразии можно выделить несколько функциональных групп и некоторые общие принципы логического построения и функционирования.
Функциональная классификация микропроцессоров.
Общая функциональная классификация микропроцессорных средств показана на рис. 1
Рис. 1. Функциональная классификация микропроцессорных средств
Микропроцессоры с аппаратным принципом управления характеризуются фиксированной разрядностью шин адреса и данных и неизменяемой системой команд. Последняя характеристика подразумевает, что набор возможных элементарных действий процессора образует конечное фиксированное множество, причем каждому действию соответствует конкретный управляющий код — код команды. Указанное свойство определяется тем, что в состав процессора входит блокдешифрации команд, функционирующий по жесткой аппаратной логике.
Микропроцессорный комплект (МПК) — набор СБИС и БИС с общими конструктивно-технологическими принципами и электрическими характеристиками (уровни сигналов, быстродействие), предназначенных для построения функционально полнофункциональной микропроцессорной системы (МПС) для задач вычислений или управления. В состав МПК входят собственно центральный процессор (ЦП), или микропроцессор, арифметический сопроцессор — средство эффективной реализации вычислительных действий под управлением ЦП, а также контроллеры периферийных функций с программной настройкой режимов: порты параллельной и последовательной связи, таймеры — средства реализации временных интервалов, контроллеры прерываний и прямого доступа к памяти.Микросхемы ПЗУ и ОЗУ не входят в состав МПК и образуют самостоятельные функциональные группы.
Универсальные микропроцессоры ориентированы на использование в различных вычислительных, информационных и управляющих системах, в которых требуется обработка больших объемов информации (например, для цифровой обработки изображений, управления базами данных, визуализации данных оператору или экипажу), но нет специальных требований к архитектуре вычислителя, большому количеству средств УСО, габаритным размерам и энергопотреблению. Универсальность микропроцессора подразумевает как широкую сферу использования, так и типовую структуру вычислительной системы. Для таких устройств обычно реализуется архитектура Фон Неймана, и реже Гарвардская архитектура. Типовая структура универсального микропроцессора показана на рис.2.
Рис. 2. Типовая структура универсального микропроцессора.
Универсальные микропроцессоры не являются самодостаточными устройствами, и для построения вычислительной системы требуют подключения ряда дополнительных микросхем (память, контроллеры, порты). Поэтому обычно для конкретного универсального МП разработан т.н. микропроцессорный комплект, содержащий различные буферные элементы и контроллеры, функционально и электрически совместимые с данной моделью МП (chipset).
Однокристальный микроконтроллер (МК)представляет собой микропроцессорную систему, реализованную на одном кристалле СБИС. Типичная архитектура МК включает в себя собственно процессор, генератор тактовых импульсов (ГТИ), блоки памяти (ОЗУ и ПЗУ), порты ввода-вывода, таймеры, контроллер прерываний. Функциональные возможности этих блоков ниже, чем у соответствующих специализированных БИС из МПК. Основными достоинствами МК являются конструктивное и схемотехническое единство всех блоков, общий электрический интерфейс, удобство программной настройки режимов работы всех подсистем. Благодаря этому микроконтроллеры являются популярным средством для построения встраиваемых цифровых управляющих систем. Сами однокристальные микроконтроллеры и вычислительно-управляющие системы на их основе реализованы в соответствии с Гарвардской архитектурой.
МК для задач логического управления — логические процессоры— имеют специальные аппаратные расширения (память с битовой адресацией, порты с индивидуальной настройкой каждой линии) и расширенный набор команд логической обработки данных. В современных разработках широкое применение нашли МК серии К1816 (аналог Intel MCS-51), а также AVR — и PIC-контроллеры. Существуют также многочисленные расширения стандартного MCS-51 – с повышенным быстродействием, увеличенными объемами памяти и набором функций. Типовая структура МК для задач логического управления показана на рис. 3.
Рис. 1.3. Типовая структура микроконтроллера для логического управления.
Аналоговые процессоры для обработки сигналов –включают в себя, кроме типовых блоков МК, включают в себя многоканальные АЦП и ЦАП, блоки формирования управляющих импульсов (например, ШИМ-импульсов). Такой процессор представляет собой интегрированную систему обработки аналоговой информации в цифровом виде.
Еще одна разновидность МК – конвейерные сигнальные процессоры, содержащие конвейеры для реализации алгоритмов цифровой фильтрации данных и обработки изображений. Такие алгоритмы состоят из последовательности операций умножения и суммирования. Конвейер представляет собой набор однотипных блоков для выполнения операций умножения-суммирования, включенных последовательно друг за другом. Таким образом, результат выполнения операции в одном блоке автоматически является входными данными для следующего блока. Применение конвейерной обработки позволяет выдавать на каждом такте работы системы очередной результат вычислений. Примером подобных устройств являются микроконтроллеры Intel MCS-196/296. Пример структуры такого микропроцессорного устройства показан на рис. 4.
Рис. 4. Типовая структура процессора обработки сигналов (без АЦП и ЦАП)
Особенность микропроцессора данного типа состоит в том, что в его состав входит блок аппаратного умножения (MUL), который совместно с арифметико-логическим устройством (ALU) и сдвигающими регистрами (SHIFTER) образует блок для эффективной реализации вычислений по алгоритмам цифровой фильтрации данных.
МП с микропрограммным принципом управления конструктивно выполняют в виде секций БИС малой разрядности, имеющих средства для наращивания разрядности обрабатываемых данных. Для подобных МП в принципе отсутствует понятие системы команд. Действия процессора на тот или иной управляющий код (считанный из памяти код команды) определяются программистом путем настройки специального блока или БИС — блока микропрограммного управления. Таким образом, разработчики системы могут сформировать систему команд, ориентированную на эффективное решение определенного круга задач. Существенным недостатком подобных систем является громоздкость аппаратных модулей на их основе, а также необходимость написания программного обеспечения буквально в машинных кодах, что затрудняет разработку. В настоящее время такие секционированные МП практически вытеснены однокристальными МП и микроконтроллерами.
Современная реализация идеи микропрограммного управления представлена программируемыми логическими интегральными схемами (ПЛИС). Основу ПЛИС составляет матрица элементарных логических блоков. За счет изменения связей между блоками можно построить вычислительное устройство произвольной структуры, которое идеально соответствует конкретной задаче. Проектирование структуры ПЛИС выполняется на специальном языке описания аппаратуры (VHDL) или с помощью графических средств с последующей генерацией программы формирования структуры. Как правило, на ПЛИС реализуют нетривиальные алгоритмы (нечеткая логика, эмуляция аппаратуры, адаптивное управление).
Составляющие микропроцессора.
Основные составляющие микропроцессора: арифметико-логическое устройство (АЛУ), регистры данных и устройство управления. АЛУ выполняет арифметические и логические операции над данными. Регистры данных, обычно их шесть, являются внутренней памятью, каждый способен хранить одно слово. Для передачи данных между блоками микропроцессора используется внутренняя шина данных.
1. Арифметико-логическое устройство
Арифметико-логическое устройство (АЛУ) служит для обработки данных. В зависимости от вида выполняемой операции АЛУ оперирует одним или двумя словами и в своем составе имеет:
— четырехразрядные сумматоры – вычитатели;
— логические элементы для выполнения операций: логического умножения, логического сложения, инверсии, исключающее ИЛИ и т.д.;
— два входных порта, один выходной порт, которые являются буферными регистрами, способным хранить одно слово данных.
Два входных порта позволяют АЛУ принимать данные с внутренней шины данных микропроцессора, или из аккумулятора (специального регистра). Выходной порт служит для пересылки данных в аккумулятор.
Основные операции АЛУ: сложение, вычитание, И, ИЛИ, исключающее ИЛИ, инверсия, сдвиг вправо, сдвиг влево, приращение положительное, приращение отрицательное.
АЛУ производятся в виде микросхем с числом разрядов: 4, 6, 8, 16. Чаще всего используются восьмиразрядные АЛУ, которые имеют 8 входов для первого слова, 8 входов для второго слова и 8 выходов, подключенных к восьми проводной шине.
2. Аккумулятор
Аккумулятор служит для хранения слова данных, посланного в него из выходного порта АЛУ или извлеченного из памяти.
Пример. Если АЛУ складывает два слова данных, одно находится в аккумуляторе. После выполнения сложения результат посылается в аккумулятор на хранение.
Аккумулятор главный регистр микропроцессора. Большинство арифметических и логических операций выполняется с использованием АЛУ и аккумулятора. Операции над двумя словами данных предполагает размещение одного из них в аккумуляторе, а другого в памяти или еще каком-либо регистре. Так, при сложении двух слов, называемых условно А и В и расположенных в аккумуляторе и памяти соответственно, результирующая сумма С загружается в аккумулятор, замещая слово А. Результат операции АЛУ тоже обычно размещается в аккумуляторе. Следует помнить, что исходное содержимое последнего при этом теряется.
Операцией другого типа, использующей аккумулятор, является программируемая передача данных из одной части микропроцессора в другую. Речь идет о пересылке данных между портом ввода-вывода и областью памяти, между двумя областями памяти и т.п. Выполнение операции «программируемая передача данных» осуществляется в два этапа: сначала выполняется пересылка данных из источника в аккумулятор, а затем из аккумулятора — в пункт назначения.
Количество разрядов аккумулятора соответствует длине слова микропроцессора, т. е. 8 бит. Однако некоторые микропроцессоры имеют аккумуляторы двойной длины. Такой аккумулятор можно рассматривать или как одно устройство, или как два отдельных аккумулятора. В первом случае второй аккумулятор пары используется для записи дополнительных битов, появляющихся при выполнении некоторых арифметических операций. Например, при умножении двух 8-битовых слов результат-16-битовое слово размещается в аккумуляторе двойной длины.
У некоторых микропроцессоров имеется группа аккумуляторов. Если их, например, два: аккумуляторы А и В, то микропроцессор должен располагать двумя различными командами для загрузки в них данных с выхода АЛУ: одной командой для записи данных в аккумулятор А, другой для записи данных в аккумулятор В. Кроме того, должны быть две соответствующие команды очистки этих аккумуляторов.
Преимущество «много аккумуляторных» микропроцессоров по сравнению с «одно аккумуляторными» в том, что первые предоставляют возможность выполнения операций с передачей данных от аккумулятора к аккумулятору. Данные могут временно храниться в одном аккумуляторе, пока другой используется для выполнения каких-либо иных действий. Когда вновь возникает необходимость в данных, содержащихся в первом аккумуляторе, пересылать их не нужно, поскольку они уже находятся там.
3.Счетчик команд
Счетчик команд это один из наиболее важных регистров микропроцессора. Как известно, программа-это последовательность команд, хранимых в памяти микро-ЭВМ и предназначенных для того, чтобы инструктировать машину, как решать поставленную задачу. Для корректного выполнения последней команды должны поступать в строго определенном порядке. На счетчике команд лежит ответственность следить за тем, какая команда выполняется, а какая подлежит выполнению следующей. Часто счетчик команд имеет намного больше разрядов, чем длина слова данных микропроцессора. Так, в большинстве 8-разрядных микропроцессоров, адресующихся к памяти объемом 65К, число разрядов счетчика команд равно 16. И на это имеются достаточно веские основания. В любой из 65 536 областей памяти микро-ЭВМ общего назначения может находиться информация о том или ином шаге программы, т.е. в пределах диапазона значений адресов от 0 до 65 535 программа может начаться и закончиться в любом месте. Чтобы обратиться по любому из этих адресов, счетчик команд должен располагать 16 двоичными разрядами.
Счетчик команд соединен с внутренней шиной данных микропроцессора. Теоретически этот счетчик может получать данные об адресах программы из любого блока микропроцессора, подключенного к внутренней шине. Однако на практике данные обычно поступают в счетчик команд из памяти микро-ЭВМ.
Когда микропроцессор начинает работать, по команде начальной установки в счетчик команд загружаются данные из области памяти, заданной проектировщиком микропроцессора. Перед пуском программы необходимо поместить начальный адрес для программы в область памяти, указанную проектировщиком. Когда программа начинает выполняться, первым значением содержимого счетчика команд является этот, заранее определенный адрес.
Адрес области памяти, содержащей первую команду программы, посылается из счетчика команд в регистр адреса памяти, после чего содержимое обоих регистров становится одинаковым.
Адрес местоположения первой команды программы посылается по адресной шине к схемам управления памятью, в результате чего считывается содержимое области с указанным адресом. Этим содержимым должна быть команда. Память пересылает эту команду в специальный регистр блока микропроцессора, называемый регистром команд.
После извлечения команды из памяти микропроцессор автоматически дает приращение содержимому счетчика команд. Это приращение счетчик команд получает как раз в тот момент, когда микропроцессор начинает выполнять команду, только что извлеченную из памяти. Начиная с этого момента, счетчик команд «указывает», какой будет следующая команда.
Счетчик команд может быть загружен иным содержимым при выполнении особой группы команд. Может возникнуть необходимость выполнить часть программы, которая «выпадает» из последовательности команд основной, или главной, программы. Например, такую часть программы, которую следует многократно повторять в процессе выполнения всей программы. Вместо того чтобы писать эту часть программы каждый раз, когда в ней возникает необходимость, такую запись можно сделать лишь один раз и возвращаться к ее повторному выполнению, отступая от указанной последовательности. Часть программы, выполняемая путем отступления от строгой последовательности команд главной программы, называется подпрограммой. После того как в счетчик команд записан начальный адрес подпрограммы, счетчик получает приращения по мере выполнения команд этой подпрограммы. Так продолжается до тех пор, пока не встретится команда возврата в главную программу.
4.Регистр адреса памяти
При каждом обращении к памяти микро-ЭВМ регистр адреса памяти указывает адрес области памяти, которая подлежит использованию микропроцессором. Регистр адреса памяти содержит двоичное число -адрес области памяти. Выход этого регистра называется адресной шиной и используется для выбора области памяти или в некоторых случаях для выбора порта ввода-вывода.
В течение подцикла выборки команды из памяти регистры адреса памяти и счетчика команд имеют одинаковое содержимое, т. е. регистр адреса памяти указывает местоположение команды, извлекаемой из памяти. После декодирования команды счетчик команд получает приращение. Что же касается регистра адреса памяти, то он приращения не получает.
В течение подцикла выполнения команды содержимое регистра адреса памяти зависит от выполняемой команды. Если в соответствии с командой микропроцессор должен произвести еще одно обращение к памяти, то регистр адреса памяти подлежит вторичному использованию в процессе обработки этой команды. Для некоторых команд адресация к памяти не требуется. Такова, например, команда очистки аккумулятора. При обработке таких команд регистр адреса памяти используется лишь один раз — в течение подцикла выборки команды из памяти.
В большинстве микропроцессоров регистры адреса памяти и счетчика команд имеют одинаковое число разрядов. Как и счетчик команд, регистр адреса памяти должен располагать количеством разрядов, достаточным для адресации любой области памяти микро-ЭВМ. У большинства 8-разрядных микропроцессоров количество разрядов регистра адреса памяти равно 16. Такой регистр можно разделить на два отдельных регистра, каждый из которых имеет независимое подключение к шине данных микропроцессора. Один из этих регистров называют регистром старшего байта (СБ), другой – регистром младшего байта (МБ).
Поскольку регистр адреса памяти подключен к внутренней шине данных микропроцессора, он может загружаться от различных источников. Большинство микропроцессоров располагают командами, позволяющими загружать этот регистр содержимым счетчика команд, регистра общего назначения или какой-либо области памяти. Некоторые команды предоставляют возможность изменять содержимое регистра адреса памяти путем выполнения вычислений: новое значение содержимого этого регистра получается путем сложения или вычитания содержимого счетчика команд с числом, указанным в самой команде. Адресация такого типа получила название адресации с использованием смещения.
5.Регистр команд
Регистр команд предназначен исключительно для хранения текущей выполняемой команды, причем эта функция реализуется микропроцессором автоматически с началом цикла выборка-выполнение, называемого также машинным циклом.
Как отмечалось выше, машинный цикл состоит из двух подциклов — выборки и выполнения. За исключением загрузки команды, в период подцикла выборки программист не может по-другому использовать регистр команд. Этот регистр соединен с внутренней шиной данных, однако он только принимает данные, посылать данные на шину он не может.
Хотя функции регистра команд ограниченны, роль его в работе микропроцессора велика, поскольку выход этого регистра является частью дешифратора команд.
Последовательность реализации цикла выборка-выполнение:
Сначала команда извлекается из памяти, затем счетчик команд настраивается на указание следующей команды, подлежащей выполнению. При извлечении команды из соответствующей области памяти копия команды помещается на внутреннюю шину данных и пересылается в регистр команд. После этого начинается подцикл выполнения команды, в течение которого дешифратор команд «читает» содержимое регистра команд, сообщая микропроцессору, что делать для реализации операций команды. Число разрядов регистра команд зависит от типа микропроцессора: иногда оно совпадает с числом разрядов слова данных, в других случаях равно лишь 3 или 4.
6 Регистр состояния
Наличием регистра состояния подлинная вычислительная машина отличается от простого калькулятора. Указанный регистр предназначен для хранения результатов некоторых проверок, осуществляемых в процессе выполнения программы. Разряды регистра состояния принимают то или иное значение при выполнении операций, использующих АЛУ и некоторые регистры.
Запоминание результатов упомянутых проверок позволяет использовать программы, содержащие переходы (нарушения естественной последовательности выполнения команд).
При наличии в программе перехода выполнение команд начинается с некоторой новой области памяти, т. е. счетчик команд загружается новым числом. В случае условного перехода такое действие имеет место, если результаты определенных проверок совпадают с ожидаемыми значениями. Указанные результаты находятся в регистре состояния.
Возможности программирования с передачей управления (переходами) это отличительная характеристика вычислительной машины по сравнению с калькулятором. Регистр состояния предоставляет программисту возможность организовать работу микропроцессора так, чтобы при определенных условиях менялся порядок выполнения команд. Можно сказать, что микропроцессор принимает решение о том или ином продолжении хода вычислений в зависимости от указанных условий.
Эти команды предназначены для изменения хода выполнения программы в соответствии со значением, принимаемым тем или иным разрядом состояния. Традиционный способ использования этих специальных команд предполагает загрузку счетчика команд новым содержимым, если значение определенного разряда состояния становится равным 1.
Если при сложении двух 8-битовых чисел получается результат больше, чем 11111111, то появляется единичный бит переноса, который в свою очередь устанавливает в 1 одноименный разряд регистра состояния.
Если по окончании выполнения операции все разряды аккумулятора содержат биты, равные 0, то в регистре состояния бит нулевого результата становится равным 1. В рассматриваемом нами микропроцессоре этот бит может быть установлен в единичное состояние и некоторыми операциями. Например, часто требуется записать определенную величину в некоторый регистр (назовем его регистром В), а затем уменьшать ее на значение некоторой константы при каждом «проходе» через определенную точку программы. После каждого изменения содержимого этого регистра проверяется значение разряда нулевого результата в регистре состояния. Если содержимое регистра оказывается равным 0, разряд нулевого результата устанавливается в 1. Программа (или ее часть), проверяющая наличие нуля в регистре, продолжает повторяться до тех пор, пока в регистре состояния не будет обнаружено единичное значение разряда нулевого результата.
Примером использования регистра состояния для проверки содержимого некоторого регистра, получающего отрицательные приращения. Словесное описание соответствующей программы может иметь следующий вид:
Загрузить в регистр число 11002.
Уменьшить содержимое регистра на 12.
Проверить, равно ли единице значение разряда нулевого результата в регистре состояния. Если нет, возвратиться к выполнению шага 2.
Если да, прекратить действия. Кратко охарактеризуем некоторые наиболее обще используемые разряды регистра состояния.
Перенос/заем. Данный разряд указывает, что последняя выполненная операция
сопровождалась переносом или займом (отрицательным переносом). Значение разряда переноса устанавливается равным 1, если в результате сложения двух двоичных чисел имеет место перенос из 8-го разряда результата. Отрицательный перенос (заем) фиксируется в регистре состояния при вычитании большего числа из меньшего.
Нулевой результат. Принимает единичное значение, если после окончания операции во всех разрядах регистра результата обнаружены двоичные нули. Установка этого разряда в 1 происходит не только при отрицательном приращении содержимого регистра, но и при любой другой операции, результат которой число из двоичных нулей.
Знаковый. Принимает единичное значение, когда старший значащий бит содержимого регистра, предназначенного для записи результата операции, становится равным 1. При выполнении арифметических операций с числами в дополнительном коде единичное значение старшего значащего бита показывает, что в регистре находится отрицательное число.
7.Буферные регистры АЛУ
На рис.2 показаны два буферных регистра, каждый из которых предназначен для временного хранения одного слова данных. Один из этих регистров называется буфером аккумулятора АЛУ. Что касается другого буферного регистра, то в него на временное хранение поступают данные с внутренней шины микропроцессора. Необходимость в таком регистре вызвана отсутствием в АЛУ своего запоминающего устройства. В состав АЛУ включены только комбинационные схемы, и поэтому при поступлении исходных данных на входе АЛУ немедленно появляются результирующие данные на его выходе как следствие выполнения операций данной программы.
Буфер аккумулятора позволяет избежать ситуации, при которой вход и выход АЛУ одновременно подсоединены к одной и той же точке схемы.
8.Регистры общего назначения
Все микропроцессоры имеют шесть описанных выше основных регистров. В дополнение к ним некоторые микропроцессоры располагают другими регистрами, предоставляемыми в распоряжение пользователей. Эти регистры получили название регистров общего назначения, В некоторых микропроцессорах они служат в качестве запоминающих устройств, в других функциональные возможности этих регистров не уступают возможностям аккумулятора, Последнее достигается в том случае, если АЛУ может помещать в них данные.
9.Схемы управления
Роль схем управления в микропроцессоре чрезвычайно важна и заключается в поддержании требуемой последовательности функционирования всех остальных его звеньев. По «распоряжению» схем управления очередная команда извлекается из регистра команд, определяется, что необходимо делать с данными, а затем генерируется последовательность действий по выполнению поставленной задачи,
Обычно работа схем управления микро программируется. Это свидетельствует о сходстве архитектуры системы управления микропроцессора с архитектурой некоторого микропроцессора специального назначения. Можно сказать, что схемы управления это маленький микропроцессор внутри микропроцессора. Одна из главных функций схем управления – декодирование команды, находящейся в регистре команд, посредством дешифратора команд, который в результате выдает сигналы, необходимые для выполнения команды.
Схемы управления выполняют некоторые другие специальные функции, такие, как управление последовательностью включения питания, управление процессами прерываний. Прерывание — это своего рода запрос, поступающий на схемы управления от других устройств (памяти, ввода-вывода). Прерывание связано с использованием внутренней шины данных микропроцессора. Схемы управления принимают решение, когда и в какой последовательности другие устройства могут пользоваться внутренней шиной данных.
10.Внутренняя шина данных микропроцессора
Структурная схема микропроцессора показывает, что 8-разрядная внутренняя шина данных соединяет между собой АЛУ и регистры, осуществляя передачу данных внутри микропроцессора. Хотя сигналы управления и играют жизненно важную роль в процессе передачи данных по внутренней шине, тракт их передачи не принадлежит шине данных.
Каждый функциональный блок микропроцессора всегда подключен к внутренней шине данных, однако воспользоваться ею может только после получения соответствующего сигнала от схем управления.
Почти все функциональные узлы микропроцессора имеют двустороннюю связь с внутренней шиной данных, т. е. они могут и посылать данные на шину, и принимать с нее данные. Внутренняя шина данных представляет собой линию двусторонней связи.
Как работает микропроцессор?
ПРИМЕЧАНИЕ. Поскольку я технарь и инженер, мне часто задают вопросы о том, как все работает. Эти типы вопросов являются лучшими, потому что, как вы можете себе представить, инженеры обычно одержимы тем, как все работает. Итак, я создал новую категорию на своем сайте под названием «Как это работает?»
Первый пост в этой новой категории — это ответ на вопрос, который мне недавно задал друг: как на самом деле работает микропроцессор?
Сегодня все знакомы с микропроцессорами.Теперь все использует какой-то процессор: компьютеры, MP3-плееры, сотовые телефоны, стиральные машины, кухонные комбайны и даже некоторые электрические зубные щетки!
Мне часто задают один вопрос: как на самом деле работают эти процессоры? Всем известно, что существует такая штука, которая называется микрочипом, и что в ней есть транзисторы. Но как перейти от кучи единиц и нулей к видео, воспроизводимому в веб-браузере на вашем мобильном телефоне? Я надеюсь объяснить здесь очень просто, как работает микропроцессор, не вдаваясь в технические подробности — а значит, и слишком скучно!
Начнем с самого нижнего уровня архитектуры процессора: транзистора.Существует много типов транзисторов, но в современных микропроцессорах используются полевые транзисторы или полевые транзисторы. Существуют также различные типы полевых транзисторов, но для наших целей нужно понимать только одно: транзистор похож на выключатель света. Когда переключатель включен (on = 1), электричество проходит через него. При выключении (off = 0) электричество не течет. Следующая диаграмма может помочь:
Разве не все было просто?
Теперь следующий шаг в понимании того, как работают процессоры, — это концепция логических вентилей.Все операции, которые выполняет процессор (математические или другие), могут выполняться с помощью этих вещей, называемых логическими вентилями. Когда вы соединяете несколько транзисторов (переключателей) вместе разными способами, вы получаете интересные результаты. Например, вы можете создать логический элемент И. Логический элемент И имеет 2 входа и 1 выход. Выход всегда равен 0 (выключен), если оба входа не равны 1 (включен). Также есть ворота OR. С вентилем ИЛИ — как следует из названия — выход равен 0, если один ИЛИ оба входа равны 1. См. Следующее изображение, чтобы лучше понять, что это на самом деле означает.
Щелкните, чтобы увидеть полную версию в Википедии
. Вам не нужно действительно разбираться в логических вентилях или даже в том, как вы соединяете транзисторы вместе, чтобы сделать логические вентили. Также существует намного больше типов логических вентилей, таких как NOT, XOR, NAND, NOR и так далее. Все, что вам действительно нужно понять, это то, что умное объединение нескольких переключателей позволяет нам создавать функциональные блоки, называемые логическими вентилями, которые позволяют нам выполнять различные операции с единицами и нулями.
Okeydokey — следующий уровень станет еще сложнее.Во-первых, мы объединили транзисторы вместе, чтобы создать логические вентили. Теперь, умно комбинируя множество логических вентилей, мы можем создавать сложные схемы, которые выполняют такие действия, как сложение двух чисел, умножение двух чисел вместе, перемещение данных из одного места в другое и так далее. То, как именно это достигается, является предметом университетских курсов по компьютерной инженерии, поэтому я избавлю вас от подробностей.
Как вы могли заметить, все в микропроцессоре интерпретируется в двоичном формате, т.е.е. в единицах 1 или 0. Проще говоря, 1 означает, что электричество течет, а 0 означает, что электричество НЕ течет. Числа, изображения, видео и все остальное, что действительно обрабатывает микропроцессор, можно разбить на огромные строки из единиц и нулей. Например, число 1354 856 в двоичном формате равно 101001010110001101000. Изображение может быть преобразовано в огромную строку двоичных чисел, состоящую из трех различных двоичных чисел, представляющих интенсивность красного, зеленого и синего, которые составляют фактический цвет каждого пикселя, в последовательность.Как видите, переработчикам нужно обработать тонн единиц и нулей.
Кроме того, у компьютера, мобильного телефона или другого устройства есть различные компоненты, которые заставляют его работать — процессор ничего не может сделать в одиночку! Таким образом, каждый компонент в компьютере или другом устройстве имеет свой собственный «адрес», который, как вы уже догадались, также состоит из набора единиц и нулей. Например, в вашем компьютере графическая карта имеет собственное «адресное пространство», как и ваша карта Ethernet или чип, установленные модули RAM, ваш жесткий диск и так далее.Адресное пространство во многом похоже на двоичную версию адреса улицы. Поскольку каждый компонент имеет свой собственный адрес, запущенное программное обеспечение может сказать процессору такие вещи, как: «Принесите мне PDF-документ, хранящийся в Apt 321 на жестком диске, который находится по адресу 1702 W. 57th Street!» Конечно, на микропроцессоре работают разные уровни программного обеспечения, поэтому весь процесс не так прост, как я только что представил, но все будет!
В любом случае, все делается с помощью единиц и нулей, которые являются «языком», который понимают процессоры.Как вы можете себе представить, с таким количеством единиц и нулей требуется МНОГО логических вентилей, чтобы все это произошло. А поскольку каждый логический вентиль состоит из нескольких отдельных транзисторов, вы легко можете понять, почему современные процессоры содержат сотни миллионов транзисторов!
Наконец, я решил коснуться того, как производятся микропроцессоры. Микрочип обычно состоит из слоев разных материалов, а также из других полезных вещей, таких как крошечные булавки, которые вводят единицы и нули в микросхему и из нее.Транзисторы на микрочипах создаются с помощью процесса, известного как литография. В конце концов, вы получите многослойный сэндвич из материалов с различными электрическими свойствами, которые образуют миллионы транзисторов, соединенных между собой разумным образом, для создания микропроцессора. Процесс литографии до смешного сложен и выходит далеко за рамки этого, надеюсь, приземленного объяснения! Если вы действительно хотите увидеть, как все это работает, вы можете проверить великолепное литографическое объяснение Криса Мака.
Ну вот и все. Даже если вы раньше не представляли, как работают процессоры, надеюсь, теперь знаете. Если есть что-нибудь, о чем вы хотели бы узнать больше, напишите мне!
Дополнительная литература:
.
Как работают микропроцессоры? (с иллюстрациями)
Микропроцессоры используют ряд различных процессов для работы. Их основная цель — обработать ряд чисел, помещенных в последовательности, составляющие программу. Каждая из этих последовательностей дает микропроцессору своего рода инструкцию, которая, в свою очередь, связывает информацию с другими частями компьютера. Это облегчает действия, необходимые для работы программы. Микропроцессоры — это типы центральных процессоров (ЦП), которые по сути являются центральным мозгом компьютера.Микропроцессор представляет собой компьютерную микросхему, которая размещается на материнской плате, которая работает как центр реле для всех высших функций, обрабатываемых центральным процессором.
Микропроцессор выполняет серию инструкций.
Когда микропроцессор активирован, он выполняет ряд действий, каждое из которых определяет точную точку связи.Это сообщение дает инструкции в виде двоичного кода, состоящего из единиц и нулей. Затем ЦП отвечает на инструкции, обрабатывая код, предпринимая необходимые действия, запрошенные кодом, и передает ответственной секции ввода, что действие успешно выполнено.
Микропроцессоры работают с жестким диском компьютера.
Первый шаг в этом процессе известен как — действие выборки . Программа вызовет серию единиц и нулей, которые определяют точное действие. Часть последовательности отвечает за информирование микропроцессоров о местонахождении необходимого кода в программе. Это та часть, в которой используется оперативная память (RAM).ОЗУ предоставляет ЦП память, позволяющую удерживать инструкции достаточно долго для их использования. Когда в компьютере недостаточно оперативной памяти, компьютер тормозит.
Следующий шаг, связанный с нагрузкой на микропроцессор, известен как — действие декодирования. Каждый набор чисел в последовательности отвечает за определенное действие. Чтобы ЦП приказал правильным компонентам выполнять свою работу, каждая часть последовательности чисел должна быть идентифицирована и иметь правильные рабочие параметры. Например, если пользователь записывает DVD, ЦП необходимо передать определенные числовые значения устройству DVD, которое записывает диск, жесткому диску, который предоставляет информацию, и видеокарте для отображения статуса для пользователя.
Execution — это следующий шаг в функции микропроцессоров.По сути, ЦП приказывает компонентам компьютера выполнять свою работу. Во время фазы выполнения микропроцессор находится в постоянном контакте с компонентами, обеспечивая успешное завершение каждой части операции в соответствии с инструкциями, собранными и отправленными на предыдущих двух этапах.
Последним действием для микропроцессоров является функция обратной записи.Это просто ЦП, копирующий действия и их результаты в основную память компьютера, обычно находящуюся на жестком диске. Этап обратной записи важен для определения проблемных ситуаций, когда что-то идет не так. Например, если DVD не записался правильно, пользователь может получить доступ к файлам обратной записи и узнать, какой шаг произошел безуспешно. Эти файлы помещаются в раздел памяти, известный как реестра , который часто страдает повышенным уровнем коррупции, поскольку повторяющиеся действия выполняются регулярно.
.
Как работают ПК | HowStuffWorks
Чтобы увидеть, как работает ПК, давайте начнем с частей, которые составляют машину. Ниже перечислены общие для ПК компоненты в том порядке, в котором они обычно собираются:
Корпус — Если вы используете ноутбук, в корпусе компьютера есть клавиатура и экран. Для настольных ПК корпус обычно представляет собой коробку с подсветкой, вентиляционными отверстиями и местами для подключения кабелей. Размер корпуса может варьироваться от небольших настольных до высоких башен.Более крупный корпус не всегда означает более мощный компьютер; важно то, что внутри. Сборщики ПК проектируют или выбирают корпус в зависимости от типа материнской платы, которая должна поместиться внутри.
Объявление
Материнская плата — Основная печатная плата внутри вашего ПК является его материнской платой. Все компоненты, внутри и снаружи, так или иначе подключаются через материнскую плату. Остальные компоненты, перечисленные на этой странице, являются съемными и, следовательно, заменяемыми без замены материнской платы.Однако несколько важных компонентов прикреплены непосредственно к материнской плате. К ним относятся дополнительный металлооксидный полупроводник (CMOS), в котором хранится некоторая информация, например системные часы, когда компьютер выключен. Материнские платы бывают разных размеров и стандартов, наиболее распространенными на момент написания этой статьи являются ATX и MicroATX. Исходя из этого, материнские платы различаются по типу съемных компонентов, для работы с которыми они предназначены внутри, и по тем портам, которые доступны для подключения внешних устройств.
Блок питания — Помимо CMOS, которая питается от сменной батареи CMOS на материнской плате, каждый компонент в вашем ПК зависит от его источника питания. Блок питания подключается к источнику питания определенного типа, будь то батарея в случае мобильных компьютеров или розетка в случае настольных ПК. В настольном ПК вы можете увидеть блок питания, установленный внутри корпуса, с разъемом для кабеля питания снаружи и несколькими подключенными кабелями внутри.Некоторые из этих кабелей подключаются напрямую к материнской плате, а другие подключаются к другим компонентам, таким как диски и вентиляторы.
Центральный процессор (ЦП) — ЦП, часто называемый просто процессором, представляет собой компонент, содержащий микропроцессор. Этот микропроцессор является сердцем всех операций ПК, а производительность как аппаратного, так и программного обеспечения зависит от производительности процессора. Intel и AMD — крупнейшие производители процессоров для ПК, хотя на рынке вы найдете и другие.Две распространенные архитектуры ЦП — 32-битная и 64-битная, и вы обнаружите, что определенное программное обеспечение полагается на это различие архитектуры.
Оперативная память (RAM) — Даже самому быстрому процессору требуется буфер для хранения информации во время ее обработки. Оперативная память предназначена для ЦП, как столешница для повара: она служит местом, где ингредиенты и инструменты, с которыми вы работаете, ждут, пока вам не понадобится их взять и использовать. Для быстрого ПК необходимы и быстрый процессор, и большой объем оперативной памяти.Каждый компьютер имеет максимальный объем ОЗУ, который он может обрабатывать, а слоты на материнской плате указывают тип ОЗУ, который требуется ПК.
Приводы — Накопитель — это устройство, предназначенное для хранения данных, когда оно не используется. На жестком диске или твердотельном накопителе хранится операционная система и программное обеспечение ПК, которые мы рассмотрим более подробно позже. В эту категорию также входят оптические приводы, используемые для чтения и записи CD, DVD и Blu-ray. Накопитель подключается к материнской плате в зависимости от типа используемой технологии контроллера накопителя, включая старый стандарт IDE и новый стандарт SATA.
Устройства охлаждения — Чем больше компьютер обрабатывает, тем больше тепла он выделяет. ЦП и другие компоненты могут выдерживать определенное количество тепла. Однако, если ПК не охлаждается должным образом, он может перегреться, что приведет к дорогостоящему повреждению его компонентов и схем. Вентиляторы — это наиболее распространенное устройство, используемое для охлаждения ПК. Кроме того, ЦП закрыт металлическим блоком, называемым радиатором, который отводит тепло от ЦП. Некоторые серьезные пользователи компьютеров, такие как геймеры, иногда имеют более дорогие решения по управлению теплом, например системы с водяным охлаждением, предназначенные для удовлетворения более высоких требований к охлаждению.
Кабели — — Все компоненты, которые мы упомянули до сих пор, соединяются с помощью некоторой комбинации кабелей. Эти кабели предназначены для передачи данных, питания или того и другого. Компьютеры должны быть сконструированы таким образом, чтобы кабели аккуратно складывались внутри корпуса и не перекрывали поток воздуха по нему.
ПК обычно намного больше, чем эти основные компоненты. Далее мы рассмотрим порты и периферийные устройства, которые позволяют вам взаимодействовать с компьютером, и то, как вы можете добавить еще больше компонентов, используя слоты расширения.
.