Нейролингвистика мгу: Открытое образование — Нейролингвистика
Открытое образование — Нейролингвистика
7 недели
от 4 до 5 часов в неделю
2 зачётных единицы
Онлайн-курс «Нейролингвистика» знакомит слушателей с основными положениями и задачами современной нейролингвистики – науки, соединяющей в себе методы и парадигмы лингвистики и нейропсихологии.
О курсе
Цель курса – ознакомление с основными положениями и задачами современной нейролингвистики – науки, соединяющей в себе методы и парадигмы лингвистики и нейропсихологии.
В курсе «Нейролингвистика» будут обсуждаться основные единицы и принципы организации нервной системы, обеспечивающие речемыслительную деятельность человека. Будут рассмотрены нейрофизиологические аспекты усвоения родного и иностранного языка, клинические исследования в области нарушения речи, чтения и письма, а также речевые нарушения, сопутствующие психическим заболеваниям. Курс включает в себя ознакомление с историей нейролингвистики, с современными нейролингвистическими методиками, а также с некоторыми конкретными исследованиями в данной области.
Курс рассчитан на широкий круг студентов и призван дать им основополагающее представление о нейрофизиологической основе речевой деятельности человека.
Формат
Форма обучения заочная (дистанционная). Курс построен на принципе передачи педагогического опыта преподавателей СПбГУ через использование современных инновационных технологий, в которые входят видеолекции, сопровождаемые текстами, объяснениями, ссылками, задания, тесты, а также получение ответной реакции от авторов курса.
Требования
Необходимым требованием подготовки к прохождению этого курса является вводный курс в языкознание или в нейрофизиологию. Данный курс рассчитан на бакалавриат.
Программа курса
Тема 1. Введение: Мозг и язык
Тема 2. Современные методы исследования в нейролингвистике, часть 1
Тема 3. Современные методы исследования в нейролингвистике, часть 2
Тема 4. Усвоение родного и иностранного языка
Тема 5. Клинические исследования в нейролингвистике, часть 1
Тема 6. Клинические исследования в нейролингвистике, часть 2
Тема 7. Нарушения речи и письма
Результаты обучения
Успешное освоение настоящего курса позволит слушателю:
- Сформировать представления о методах нейролингвистического исследования, актуальных задачах современной нейролингвистики.
- Получить общее предстваление об истории развития этой науки.
- Познакомиться с конкретными примерами новейших нейролингвистических исследований и с их результатами.
- Сформировать представления об основных закономерностях развития языка и речи в онтогенезе, а также при изучении второго языка.
- Получить представлние об основных типах языковых нарушений и о некоторых терапевтических методах, применяемых для их компенсации.
Знания
В данном курсе вы освоите:
- основные теоретические проблемы нейролингвистики,
- систему основных понятий и базовых терминов,
- современное состояние и перспективы развития дисциплины,
- современные методы экспериментальных исследований порождения и восприятия речи, а также закономерностей усвоения родного и иностранного языка, нарушений речи.
Умения
Вы сможете:
- анализировать традиционные и современные подходы к исследованию нейробиологических механизмов речи;
- воспринимать, обобщать, анализировать новую информацию по предмету,
- применять в научно-исследовательской деятельности полученные знания в области нейролингвистики.
Навыки
Вы овладеете следующими навками:
- навыками планирования нейролингвистического исследования с использованием современных методик;
- навыками профессиональной коммуникации на английском языке с использованием понятийного аппарата нейролингвистики.
Нейролингвистика — Википедия. Что такое Нейролингвистика
Нейролингви́стика (от греч. νεῦρον ‘нерв’, лат. lingua‘язык’) — отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая «мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга»[1]. Становление нейролингвистики как научной дисциплины связано с развитием нейропсихологии с одной стороны, лингвистики и психолингвистики — с другой. В соответствии с представлениями современной нейропсихологии нейролингвистика рассматривает речь как системную функцию, а афазию — как системное нарушение, которое складывается из первичного дефекта и вторичных нарушений, возникающих в результате воздействия первичного дефекта, а также функциональных перестроек работы мозга, направленных на компенсацию нарушенной функции.
Нейролингвистика как научная дисциплина
Место нейролингвистики в системе наук
Нейролингвистика имеет много общего с психолингвистикой, которая занимается изучением когнитивных механизмов языка с помощью традиционных методов экспериментальной психологии. На данный момент психо- и нейролингвистические теории часто пересекаются, и исследователи в обеих областях науки активно сотрудничают друг с другом[2][3].
Многие исследования в нейролингвистике проводятся с привлечением теорий, выдвигаемых лингвистами и психолингвистами. Эти теории проверяются и/или получают дальнейшее развитие. В общем случае ученые, занимающиеся теоретической лингвистикой, разрабатывают теории относительно структуры языка и организации языковой информации, психолингвисты предлагают модели и алгоритмы обработки языковой информации в мозге, а нейролингвисты анализируют мозговую активность, чтобы выяснить, как биологические структуры (нейронные популяции и нейронные сети) реализуют эти психолингвистические алгоритмы обработки[4].
К примеру, в экспериментах относительно алгоритмов обработки предложений изучались вызванные потенциалы мозга ELAN, N400 и P600 с целью выявить, каким образом физиологические реакции мозга совпадают с предполагаемыми реакциями согласно разным психолингвистическим теориям обработки предложений (к примеру, согласно «сериальной» модели[5], предложенной Жанет Фодор (англ.) и Лин Фрайзер (англ.), а также «унификационной модели»[6] Theo Vosse и Герарда Кемпена).
Нейролингвисты также могут выдвигать теории относительно структуры и организации языка на основании информации о физиологии мозга, то есть «делать обобщающие выводы об устройстве языка, исходя из знаний об устройстве и работе неврологических структур»[7].
Основные разделы лингвистики и соответствующие им исследования в нейролингвистике
Нейролингвистические исследования проводятся во всех значимых областях лингвистики:
- Фонетика (структура звукового устройства речи): как мозг извлекает звуки речи из потока акустических сигналов, как мозг отделяет звуки речи от фонового шума.
- Фонология (структура звукового устройства языка): как фонологическая система определенного языка представлена в мозге.
- Морфология и лексикология (структура организации и хранения слов в ментальном лексиконе): как в мозге организованы хранение словарного запаса, лексикона человека и доступ к нему.
- Синтаксис (структура словосочетаний и предложений), а также семантика (смысловые значения единиц языка): как слова объединяются в словосочетания и предложения в мозге, как структурная и семантическая информация используется при восприятии предложений.
Основные проблемы нейролингвистики
Нейролингвистические исследования проводятся по многим направлениям, к примеру:
- где в мозгу обрабатывается лингвистическая информация,
- как обработка языковой информации изменяется во времени,
- как структуры мозга соотносятся с усвоением и изучением языка,
- какой вклад может сделать нейропсихология в работу с речевыми и языковыми патологиями, и т. п.
Локализация обработки языковой информации
Многие нейролингвистические исследования, такие как ранние работы Брока и Вернике, были направлены на поиски конкретных языковых «модулей» мозга. Сейчас наибольшую актуальность имеют следующие темы: по каким мозговым путям идет сигнал во время обработки языковой информации[8], существуют ли конкретные участки мозга для обработки неких определенных видов языковой информации[9], как различные участки мозга взаимодействуют во время обработки языковой информации[10] и как активность участков мозга различается при восприятии и порождении языковой информации на неродном языке[11][12][13].
Временные характеристики процессов обработки языковой информации в мозгу
В этой области нейролингвистических исследований для анализа временных характеристик обработки языковой информации используются электрофизиологические измерения[14]. Распределение по времени определенных типов мозговой активности может отражать независимость процессов, которые включаются в мозгу при обработке языковой информации. К примеру, одна из нейролингвистических теорий обработки предложений предполагает, что три вида мозговых реакций (ELAN, N400, и P600) являются результатов трех различных ступеней в процессе обработки синтаксической и семантической информации[15].
Овладение языком
Еще одной актуальной темой является исследование связей между мозговыми структурами и освоением языка[16]. Исследования в области овладения языком уже доказали, что дети, рожденные в любой языковой среде, проходят через сходные и предсказуемые стадии освоения (такие как, например, лепет). Некоторые нейролингвистические исследования направлены на поиск связей между стадиями овладения языком и определенными стадиями развития мозга у детей[17]. В то же время другие исследователи занимаются изучением физических изменений (известных под названием нейропластичность), которые происходят в мозгу уже во взрослом возрасте при освоении неродного языка[18].
Языковые и речевые патологии
Нейролингвистические методы также используются для изучения различных нарушений в языке и речи (таких, к примеру, как афазия и дислексия), а также для исследования связи подобных нарушений с физическими характеристиками мозга[12][17].
Методы нейролингвистики
История нейролингвистики
Основные статьи: История развития нейробиологии, История развития нейровизуализации, История когнитивистики
Как особая область знаний нейролингвистика оформилась в 50-60-х гг. XX века, однако появлению данной науки предшествовал более чем столетний период накопления знаний о нарушениях речи при локальных повреждениях мозга — афазиях[14]. Основной причиной появления нейролингвистики можно считать практические потребности афазиологии — отрасли медицины, которая занимается лечением людей, страдающих афазиями. Первые достижения нейролингвистики связаны с решением практических задач диагностики и коррекции речевых нарушений.
Афазиология пыталась соотнести структуру мозга с языковой функцией, изучая влияние мозговых нарушений на обработку языковой информации[19]. Одним из первых ученых, кто выделил связь поражения определенного участка мозга с нарушениями в языке, был Поль Брока, французский хирург, который проводил аутопсию мозга у большого числа пациентов с речевыми и языковыми нарушениями. Он обнаружил, что у большинства из них присутствовали органические поражения (повреждения) левой лобной доли — в том участке мозга, который сейчас носит название зоны Брока.
В начале XIX века существовала область знаний френология; её приверженцы утверждали, что различные участки мозга отвечают за различные функции и что языковая функция в основном выполняется лобными долями мозга. Но исследования Брока были, по всей видимости, первыми исследованиями, которые предоставили эмпирические доказательства этой связи[20][21].
История нейролингвистики в России
Истоки нейролингвистики в России
Лингвистические истоки нейролингвистики восходят к работам учёных школы Ивана Александровича Бодуэна де Куртенэ. Он считал, что «существуют не какие-то витающие в воздухе языки, а только люди, одарённые языковым мышлением»[22]. Многие идеи Бодуэна базировались на работах И. М. Сеченова, выявившего зависимость рефлекса не только от раздражителей, но и от суммы прежних воздействий. По мнению Бодуэна, психические явления неотделимы от физиологического субстрата, а значит, все они существуют только вместе с живым мозгом и исчезают при его «смерти».
Одним из наиболее ярких представителей школы И. А. Бодуэна де Куртенэ был Лев Владимирович Щерба. В знаменитой работе «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» он утверждал, что «речевая организация человека может быть только физиологической или, лучше сказать, психофизиологической, чтобы этим термином указать на то, что при этом имеются в виду такие процессы, которые частично (и только частично) могут себя обнаруживать при психологическом самонаблюдении»[23]. Многие положения Щербы, которые он развивал в своих трудах, стали базовыми для отечественной психолингвистики.
Специально проблемами нейролингвистики занимался российский и американский лингвист Роман Осипович Якобсон. Одной из заслуг Якобсона является установление закономерностей распада звуковой стороны при патологии: «Верхние пласты снимаются прежде нижних. Опустошения афатического типа воспроизводят в обратном порядке приобретения детского возраста»[24].
Психологические истоки нейролингвистики обнаруживаются в концепциях Льва Семёновича Выготского. Л. С. Выготский предложил своё понимание локализации психических функций, которая, по его мнению, должна быть основана на исторической теории развития высших психических функций, высоко оценивающей значение представления о системном и смысловом устройстве сознания человека.
Физиологические истоки нейролингвистики содержит в себе теория физиологической активности Николая Александровича Бернштейна. В частности, в своей автобиографической книге «Этапы пройденного пути» А. Р. Лурия вспоминает, что именно труды Бернштейна помогли сделать предположение, что моторная афазия состоит из двух разных форм: эфферентной и афферентной[25].
Нейролингвистика А. Р. Лурия
Основной этап становления и развития нейролингвистики связан с работами нейропсихолога и основателя отечественной нейролингвистики Александра Романовича Лурия, объединившего системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики.
История зарубежной нейролингвистики
В 1836 году на заседании медицинского общества в городе Монпелье (Франция) врач Марк Дакс выступил с научным докладом, посвящённым обследованию больных, потерявших речь в результате повреждения мозга. Дакс первый предположил, что между потерей речи и повреждённой стороной мозга существует связь, что позволило ему высказать мысль о локализации речевых функций в левом полушарии. Хотя доклад был впоследствии опубликован[26], научное сообщество не придало серьёзного значения работе Марка Дакса[27].
Тем не менее возникновение афазиологии традиционно связывают с именем французского хирурга и антрополога Поля Брока, случайно открывшего центр речи (центр Брока) по результатам патологоанатомического исследования всего двух больных. У обоих больных, как выяснилось после вскрытия, поражены (разными заболеваниями) одни и те же области левого полушария головного мозга, что и позволило Полю Брока, опираясь на данные предыдущих исследований, сделать выводы в отношении локализации речевого центра (в публикации 1865 года). Афазию, связанную с повреждением данного речевого центра, стали называть афазией Брока.
Не менее важное открытие совершил немецкий психоневропатолог Карл Вернике. В 1873 году Вернике изучал пациента, который перенёс инсульт. С одной стороны, этот человек мог говорить (однако разговаривал он патологически) и слух его не был нарушен, но, с другой стороны, он с трудом понимал устную и письменную речь. После того как он умер, Вернике при вскрытии обнаружил поражение в задней теменной и височной области левого полушария мозга пациента. Он заключил, что эта область, которая близка к слуховой области мозга, участвует в понимании речи. Таким образом, Карлу Вернике было только 26 лет, когда он в 1874 году опубликовал свой 72-страничный труд «Афазический симптомокомплекс» нем. «Der aphasische Symptomenkompleks», в котором он первым описал сенсорную афазию, или, как он сам её называл, афазию управления (нем. Leitungsaphasie). В своей книге Вернике пытался связать различные афазии с нарушениями психических процессов в различных отделах мозга. Позже он открыл, что повреждение дугообразных нервных волокон, соединяющих поля Брока и Вернике, тоже ведут к моторной и сенсорной афазии.
Современное состояние нейролингвистики
В современной России можно говорить о двух сложившихся традициях нейролингвистических исследований — Московская школа нейролингвистики
Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса.
1991
Akhutina T.V. Is Agrammatism an Anomaly? Grazer Linguistische Studien, v. 35. Neuro-patholinguistik. 1991, pp.65-81
1992
Ахутина Т.В. Загадки семантической афазии. //Вестник МГУ. Сер.14 1992, N.2. – C.46-65
Akhutina T.V. Cognitive neuropsychology and rehabilitation. The Keio Journal of Medicine, Tokyo, Keio Univ., v. 42, 1992, N.1, p. 45
1993
Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Работа с числовым рядом в восстановительном и коррекционном обучении. // Дефектология, 1993, N.2. – C.47-50
1994
Ахутина Т. В. Вариативность нормы — нейропсихологический и нейролингвистический анализ индивидуальных различий у взрослых и детей. // Язык. Сознание. Этнос. Культура. ХI Всероссийский симпозиум по психолингвистике. М., 1994. – C.63-65
Ахутина Т.В. Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л.С.Выготского // Вестник МГУ. Сер.14, 1994, N.4. – C.44-51
1995
Akhutina, T. V, & Pylayeva, N. M. (1995). Tarkkaavaiseksi Oppiminen. Suunnittelun ja Kontrollin taitojen neuropsykologisten kuntoutuksen ohjeita ja tehtavia. [If your child is inattentive. The neuropsychological method of planning and control functions remediation.] Helsinki: Kehitysvammaliitto.
Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения. // Нейропсихология сегодня. — Изд. МГУ, 1995. – C.160-170
Ахутина Т.В. Пылаева Н.М. Яблокова Л.В. Нейропсихологический подход к профилактике трудностей // Школа здоровья, 1995, N. 4. – C.66-84
Akhutina T.V., Glozman J.M. Neurolinguistic study of semantics. Aphasiology, 1995, v.9, N. 2, p. 143-152
1996
Ахутина Т.В. Максименко М.Ю. Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Методы нейропсихологического обследования детей 5-6 лет. // Вестник МГУ. Сер.14, 1996, N.2. – C.51-58
Курганский А.В., Ахутина Т.В. Трудности в обучении и серийная организация движений у детей 6-7 лет // Вестник МГУ. Сер. 14. 1996, N.2. – C.58-64
Ахутина Т.В. Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: становление нейропсихологии. // Вопросы психологии, 1996, N.5. – C.83-98
Ахутина Т.В. Р.О.Якобсон и развитие русской нейролингвистики. //Материалы Международного конгресса «100 лет Р.О.Якобсону» — М., 1996. – C.182-183
1997
Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. Методическое пособие. Дидактические материалы — М. : «Интор», 1997 63+54 с.
Ахутина Т.В. Л.С.Выготский и клиника А.Я.Кожевникова // Неврологический журнал, 1997, N.2. – C..49-50
Полонская Н.Н. Яблокова Л.В. Ахутина Т.В. Динамика функций программирования и контроля и ее связь с трудностями обучения младших школьников. // Вестник МГУ. Сер. 14. 1997, N.2. – C.42-51
Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. О зрительно-пространственной дисграфии: нейропсихологический анализ и методы ее коррекции. // Школа здоровья, 1997, N.3. – C.38-42
Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Яблокова Л.В. Разделы «Нейропсихологический подход. Нейропсихологическая диагностика. Нейропсихологическая помощь детям с отклонениями» //Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. — М., НМЦ «Дар», 1997. – C.14-17, 60-67, 75-86
Akhutina T.V. The remediation of executive functions in children with cognitive disorders: the Vygotsky-Luria neuropsychological approach. J. of Intellectual Disability Research, 1997, v. 41, p. 2, pp. 144- 151
1998
Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе. //I Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной. — М., 1998. – C.201 — 208.
Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы. I Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной. — М., 1998. – C.289 — 298.
Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения. //«Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития». — М. 1998. – C.75 — 92
Ахутина Т.В., Золотарева Э.В. Об одном варианте трудностей письма: нейропсихологический анализ и методы коррекции. //«Учитель — ученик: проблемы, поиски, находки». Вып. 9. Психолого- педагогическая поддержка обучающихся в коррекционных классах. — М.1998. – C.75 — 79.
Ахутина Т.В., Кричевец А.Н., Курганский А. В. О временной организации серийных движений. //Вестник Моск. ун-та, сер 14, 1998, N1. – C.32 — 40.
Курганский А.В., Ахутина Т.В. Ритмический теппинг у взрослых и детей. Зависимость от структурной сложности. // I Международная конференция памяти А.Р.Лурия. Сборник докладов под ред. Е.Д.Хомской, Т.В.Ахутиной, — М., 1998. – C.167 — 177.
Тросман Т.Ю., Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Формирование представлений о составе числа в коррекционно-развивающих классах и группах подготовки к школе.// «Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью». — М., 1998. – C.76 — 85.
Яблокова Л. В., Полонская Н. Н., Ахутина Т. В. Нейропсихологическое обследование речевых функций учащихся первого и второго классов. //Семейная психология и семейная психотерапия.1998, №2. – C.36-46.
1999
У кого есть глупо дитятко?
За гранью возможного
Врождённая грамотность
Секреты «Врождённой грамотности» раскрывает
автор метода – профессор Ольга Веровенко
У кого есть глупо дитятко?
У кого их только нет. ..
Фото с урока
Ваш ребёнок – хороший человечек, пятёрочник по физике, математике, истории, чему угодно, кроме русского языка. Не может он, бедняжка, писать без ошибок!
Вот с такой проблемой приходят к нам на курсы «Врождённой грамотности».
Мы берём за основу существующий в реальной жизни феномен – врождённую
грамотность.
Речь идёт о людях, зачастую весьма
поверхностно знающих правила, но тем не
менее практически не делающих ошибок при
письме.
Они обладают врождённой грамотностью.
Что же это за феномен такой?
Грамотность. Китайская стена?..
Загадочный феномен
Стоит подойти к этому явлению с точки зрения
нейролингвистики, и оно сразу теряет свою
загадочность.
Каким-то образом мозг человека, обладающего
врождённой грамотностью, «самообучился»
писать правильно.
Ещё раз обратим внимание: вся эта работа
«мозга-компьютера» идёт помимо изложенных
в учебнике правил.
А как же правила?
Давайте посмотрим, как нас пытаются научить грамотности в школе. Школьник получает задание: решить, как написать
слово «кошеный» – с одним «н» или двумя? Он лезет в учебник и там читает:
«В полных формах страдательных причастий
прошедшего времени, образованных от глаголов
совершенного вида, как приставочных, так и
бесприставочных, пишется два «н», а с одним «н» в
виде исключения пишутся полностью утратившие
связь с причастиями отглагольные, образованные от
совершенного вида прилагательные».
На языке программирования это называется избыточной
информацией. Не потому, что её много, а потому, что она совершенно
не отвечает на поставленный вопрос. С таким же
успехом на простой вопрос о слове «кошеный» можно дать ответ: на
улице с утра дождик.
Эта информация называется высокоэнтропийной (энтропия – мера
неопределённости
в информатике), потому что требует оперирования
одновременно такими понятиями:
- причастие
- полная форма причастия
- прошедшее время
- страдательное причастие
- совершенный вид
- приставочные и бесприставочные причастия
- приставка
- прилагательное
- отглагольные прилагательные
- отглагольные прилагательные, утратившие связь
с причастиями
Такой объём информации человеческий мозг обработать молниеносно не в состоянии. А навык грамотного письма требует молниеносности!
Но главное противоречие вот в чём: школьный курс апеллирует к сознанию ребёнка, а грамотность, являясь
навыком, лежит в области подсознания, как и всякий автоматический навык.
И, как всякий навык, нуждается в тренировке, а нам этот навык никогда не ставили и не тренировали. Ведь в школе, по
сути, мы учим теорию языка.
Вспомните: глаголы бывают возвратные и невозвратные, переходные и непереходные, склонения бывают первое,
второе и третье – много ли навыков вы почерпнули из этого теоретического багажа?
А как правильно?
Фото с урока
Чтобы не оставлять вопрос о правописании слова «кошеный»
открытым, забегу несколько вперёд и приведу пример из метода
«Врождённой грамотности». Вот вам табличка:
золочёный
крашеный
раненый
позолоченный
выкрашенный
израненный
Рассмотрите её внимательно. В какой столбик вам хочется отнести
слово «кошеный»?
Доверьтесь своему подсознанию, тому, что вы называете
интуицией – и ваша рука сама отнесёт его в левый ряд. А теперь
предложите это задание вашему «нерадивому чаду».
Результат известен заранее – он выполнит задание правильно.
Мы с вами автоматически водим машину, ходим (а не контролируем сознательно свою походку: поставь ногу так, поставь её
этак). Пишем мы тоже автоматически: мы думаем о том, что мы пишем, а не о том, как мы это делаем. Как написать –
решает наше подсознание.
Любезное подсознание
Представьте, что вы отправились в далёкую
незнакомую страну.
Сойдя с трапа самолёта, вы увидели бабочку,
дерево, куст совершенно необычных, непривычных
очертаний. Но вы сразу определили, что это именно
бабочка, дерево, куст, а не что-либо другое. Даже
если бабочка была круглой, дерево квадратным, а
куст рос корнями вверх.
Вы скажете: ничего удивительного, нам
приходилось раньше видеть много разных бабочек
и деревьев, и мы можем предположить, что они
могут быть и такими вот… необычными.
Обаятельнейшая Татьяна Ивановна Агафонова,
преподаватель русского языка.
Грамотность её выпускников безупречна
Секундочку! Но ведь эти конкретные бабочку,
дерево, куст вы видите первый раз в жизни. Вам их
просто не с чем сравнивать!
На помощь пришла способность вашего мозга к
идентификации, то есть способность узнавать
привычный образ даже в самых необычных его
очертаниях.
Ключ к грамотности – в подсознании
Да, действительно, это улица, хотя и необычная.
Но как вы её распознали? Ведь вы видите её впервые!
Наше сознание медлительно, подсознание работает
молниеносно.
Простой пример: вы идёте по улице в толпе, и вдруг
какой-то внутренний толчок заставляет вас остановиться.
О! Это знакомое лицо – человек, которого вы не
видели много лет. Вы забыли его имя, и ваше сознание
сейчас мучительно перебирает «файлы» – кто же это,
кто?
Сознанию требуется несколько секунд, а то и минут,
чтобы идентифицировать этого человека.
Подсознание же сделало эту работу молниеносно,
сообщив вам внутренний толчок, после чего вы
остановились посреди улицы.
Правда, вспомнить имя подсознание не может – ему
«нечем»: языковая информация (название образов)
принадлежит сознанию.
Ну, а как же срабатывает идентификация на уровне
лингвистической информации?
А вот как.
Читая любые грамотно написанные тексты – книги,
газеты, журналы – человек усваивает не только
содержание, но и одновременно информацию о
структуре языка, причём происходит это на
подсознательном уровне.
Нейролингвистика.
Нейролингвистика
исследует проблему языка и мышления в
контексте связи между языковой
способностью и строением и функционированием
человеческого мозга.
Данная
область лингвистики пытается ответить
на следующие вопросы: В
каких участках мозга хранится языковая
способность человека? Как функционирует
нервная система в процессе речевой
деятельности? Существует ли специализация
различных участков мозга относительно
фонологии, синтаксиса, семантики?
До
недавнего времени нейролингвистика
была вынуждена опираться на данные,
полученные в результате исследований
людей с различными нарушениями мозговой
деятельности. Результатом тех или иных
травм мозга в большинстве случаев
являются речевые
нарушения – афазии (или
дисфазии).
Исследование
афазий показало, что языковая способность
возникает в результате координированной
деятельности левого и правого полушарий
головного мозга: левое полушарие отвечает
за грамматическую правильность и
связность речи, а также за усвоение
абстрактной лексики, правое – за
способность выделять в окружающем мире
отдельные предметы и ассоциировать с
ними слова, а также выражать эмоции с
помощью языка.
Левое
полушарие наиболее значимо для порождения
и восприятия речи. Здесь расположены
зона
Брока
(по имени французского хирурга XIX
века Поля Брока), которая отвечает за
артикуляцию и способность строить
грамматически правильные предложения,
и
зона
Вернике
(Карл Вернике – немецкий исследователь
XIX
века), обеспечивающая
понимание
устной речи, чтение и доступ к словарю.
Если травмирована зона Брока, то речь
становится медленной и грамматически
неправильной, но остается связной.
Человек, страдающий афазией Вернике,
говорит очень быстро и грамматически
правильно, но речь его становится
бессмысленной. Обе зоны взаимосвязаны:
при говорении зона Вернике «подбирает»
слова из словарного запаса и «отсылает»
их в зону Брока, которая оформляет их
грамматически и обеспечивает их
произнесение.
Современные методы
исследования (томография головного
мозга), позволяющие изучать деятельность
здоровых людей, подтвердили наличие
зон, которые отвечают за различные
речевые функции.
Однако даже самые
сложные методы исследования мозга лишь
фиксируют активность тех или иных
участков мозга при выполнении различных
языковых задач. Нейролингвисты еще не
дали исчерпывающих ответов на вопросы
о том, каким образом человеческий мозг
воспринимает, хранит и обрабатывает
информацию на языке, как возникла
языковая способность, как кодируется
в мозге синтаксис или значения слов, и
многие другие.
Психолингвистика.
Психолингвистика
– это экспериментальная наука о речевой
деятельности, которая изучает проблему
языка и мышления с точки зрения
психических механизмов, лежащих в основе
речевых процессов.
Центральный
вопрос психолингвистики: что
происходит в нашем сознании, когда мы
порождаем и воспринимаем речь?
Здесь разработаны
разнообразные методы изучения речевого
поведения людей. Это различные
эксперименты, которые позволяют понять,
что происходит в глубинах нашего сознания
в ходе речевой деятельности.
К
ним относятся, например, ассоциативные
эксперименты
для изучения ментального лексикона или
того, в какие группы объединяются слова
в нашем сознании. Оказывается, слова
хранятся в нашем сознании не изолированно,
они вступают в многочисленные ассоциативные
связи друг с другом: по сходству звучания,
написания, значения, принадлежности к
грамматическому классу, по жизненному
опыту и так далее.
Очень
интересны исследования оговорок
или спунеризмов
(spoonerisms),
названных по имени Уильяма Спунера –
оксфордского священника, чьи проповеди
и лекции были знамениты забавными
оговорками: “You
have
hissed
all
my
mystery
lessons
and
tasted
the
whole
worm”
вместо
“You
have
missed
all
my
history
lessons
and
wasted
the
whole
term”.
Психолингвисты считают, что подобная
перестановка согласных возможна только
в том случае, если непосредственному
проговариванию предшествует этап
внутреннего планирования речи, на
котором программируются
грамматико-синтаксическая структура
высказывания, выбор слов, выбор звуков.
Журнал нейролингвистики — Elsevier
The Journal of Neurolinguistics — это международный форум для интеграции нейронаук и языковых наук . JNL обеспечивает быструю публикацию новых рецензируемых исследований взаимодействия между , языком , , коммуникациями и мозговыми процессами . Основное внимание уделяется тщательным исследованиям …
Прочитайте больше
The Journal of Neurolinguistics — это международный форум для интеграции нейробиологии и языковых наук . JNL обеспечивает быструю публикацию новых рецензируемых исследований взаимодействия между , языком , , коммуникациями и мозговыми процессами . Основное внимание уделяется тщательным исследованиям эмпирического или теоретического характера, которые вносят оригинальный вклад в наши знания об участии нервной системы в коммуникации и ее нарушениях. Приветствуются материалы неврологии, коммуникативных расстройств, лингвистики, нейропсихологии и когнитивных наук в целом.В опубликованных статьях, как правило, рассматриваются вопросы, относящиеся к некоторым аспектам языка или речевой функции и ее неврологическим субстратам, с четким теоретическим значением. Поощряется междисциплинарная работа по любым аспектам биологических основ языка и его нарушений, возникающих в результате повреждения мозга. Уместны исследования нормальных субъектов с четкой ссылкой на функции мозга. Допускаются групповые исследования четко определенных образцов и тематические исследования с хорошо задокументированным поражением или дисфункцией нервной системы.Журнал открыт для эмпирических отчетов и обзорных статей. Также приветствуются специальные вопросы об аспектах взаимосвязи языка и структуры и функций нервной системы.
Преимущества для авторов
Мы также предоставляем множество преимуществ для авторов, такие как бесплатные PDF-файлы, либеральная политика в отношении авторских прав, специальные скидки на публикации Elsevier и многое другое. Щелкните здесь, чтобы получить дополнительную информацию о наших услугах для авторов.
Информацию о подаче статей см. В нашем Руководстве для авторов.Если вам нужна дополнительная информация или помощь, посетите наш Центр поддержки
Скрыть все цели и объем
% PDF-1.5
%
5855 0 obj>
endobj
xref
5855 297
0000000016 00000 н.
0000009546 00000 н.
0000009789 00000 н.
0000006236 00000 п.
0000009834 00000 н.
0000009966 00000 н.
0000010376 00000 п.
0000010486 00000 п.
0000115198 00000 п.
0000115248 00000 н.
0000118664 00000 н.
0000118738 00000 п.
0000118819 00000 н.
0000118954 00000 н.
0000119026 00000 н.
0000119100 00000 н.
0000119195 00000 н.
0000119250 00000 н.
0000119394 00000 н.
0000119449 00000 н.
0000119592 00000 н.
0000119736 00000 н.
0000119899 00000 н.
0000119954 00000 н.
0000120117 00000 н.
0000120260 00000 н.
0000120440 00000 н.
0000120495 00000 н.
0000120633 00000 н.
0000120849 00000 н.
0000121007 00000 н.
0000121062 00000 н.
0000121196 00000 н.
0000121352 00000 н.
0000121452 00000 н.
0000121507 00000 н.
0000121626 00000 н.
0000121680 00000 н.
0000121810 00000 н.
0000121864 00000 н.
0000121946 00000 н.
0000122068 00000 н.
0000122122 00000 н.
0000122222 00000 н.
0000122276 00000 н.
0000122371 00000 н.
0000122418 00000 н.
0000122471 00000 н.
0000122525 00000 н.
0000122682 00000 н.
0000122764 00000 н.
0000122939 00000 н.
0000122994 00000 н.
0000123115 00000 н.
0000123197 00000 н.
0000123252 00000 н.
0000123352 00000 п.
0000123407 00000 н.
0000123499 00000 н.
0000123554 00000 н.
0000123649 00000 н.
0000123704 00000 н.
0000123829 00000 н.
0000123884 00000 н.
0000124037 00000 н.
0000124092 00000 н.
0000124231 00000 п.
0000124286 00000 н.
0000124341 00000 п.
0000124396 00000 н.
0000124496 00000 н.
0000124551 00000 н.
0000124643 00000 н.
0000124698 00000 н.
0000124896 00000 н.
0000124951 00000 н.
0000125122 00000 н.
0000125177 00000 н.
0000125283 00000 н.
0000125338 00000 н.
0000125393 00000 н.
0000125448 00000 н.
0000125544 00000 н.
0000125626 00000 н.
0000125681 00000 н.
0000125781 00000 н.
0000125836 00000 н.
0000125928 00000 н.
0000125983 00000 н.
0000126087 00000 н.
0000126142 00000 н.
0000126268 00000 н.
0000126323 00000 н.
0000126466 00000 н.
0000126521 00000 н.
0000126576 00000 н.
0000126631 00000 н.
0000126763 00000 н.
0000126845 00000 н.
0000126986 00000 н.
0000127041 00000 н.
0000127194 00000 н.
0000127276 00000 н.
0000127440 00000 н.
0000127495 00000 н.
0000127644 00000 н.
0000127770 00000 н.
0000127825 00000 н.
0000127921 00000 н.
0000127976 00000 н.
0000128076 00000 н.
0000128131 00000 н.
0000128223 00000 н.
0000128278 00000 н.
0000128406 00000 н.
0000128461 00000 н.
0000128605 00000 н.
0000128660 00000 н.
0000128715 00000 н.
0000128770 00000 н.
0000128870 00000 н.
0000128925 00000 н.
0000129017 00000 н.
0000129072 00000 н.
0000129173 00000 н.
0000129228 00000 н.
0000129323 00000 н.
0000129378 00000 н.
0000129486 00000 н.
0000129541 00000 н.
0000129655 00000 н.
0000129710 00000 н.
0000129823 00000 н.
0000129878 00000 н.
0000129977 00000 н.
0000130032 00000 н.
0000130087 00000 н.
0000130142 00000 п.
0000130242 00000 н.
0000130297 00000 н.
0000130389 00000 п.
0000130444 00000 н.
0000130545 00000 н.
0000130600 00000 н.
0000130715 00000 н.
0000130770 00000 н.
0000130825 00000 н.
0000130880 00000 н.
0000130974 00000 п.
0000131056 00000 н.
0000131111 00000 н.
0000131211 00000 н.
0000131266 00000 н.
0000131358 00000 н.
0000131413 00000 н.
0000131561 00000 н.
0000131616 00000 н.
0000131744 00000 н.
0000131799 00000 н.
0000131920 00000 н.
0000131975 00000 н.
0000132140 00000 н.
0000132195 00000 н.
0000132250 00000 н.
0000132305 00000 н.
0000132506 00000 н.
0000132588 00000 н.
0000132787 00000 н.
0000132842 00000 н.
0000132962 00000 н.
0000133044 00000 н.
0000133206 00000 н.
0000133261 00000 н.
0000133374 00000 н.
0000133456 00000 н.
0000133511 00000 н.
0000133611 00000 н.
0000133666 00000 н.
0000133791 00000 н.
0000133846 00000 н.
0000133969 00000 н.
0000134024 00000 н.
0000134079 00000 н.
0000134134 00000 п.
0000134234 00000 н.
0000134289 00000 н.
0000134381 00000 п.
0000134436 00000 н.
0000134599 00000 н.
0000134654 00000 н.
0000134815 00000 н.
0000134870 00000 н.
0000135031 00000 н.
0000135086 00000 н.
0000135202 00000 н.
0000135257 00000 н.
0000135406 00000 н.
0000135461 00000 н.
0000135615 00000 н.
0000135670 00000 н.
0000135725 00000 н.
0000135780 00000 н.
0000135880 00000 н.
0000135935 00000 н.
0000136027 00000 н.
0000136082 00000 н.
0000136278 00000 н.
0000136333 00000 п.
0000136501 00000 н.
0000136556 00000 н.
0000136697 00000 н.
0000136752 00000 н.
0000136874 00000 н.
0000136929 00000 н.
0000137132 00000 н.
0000137187 00000 н.
0000137297 00000 н.
0000137352 00000 н.
0000137407 00000 н.
0000137462 00000 н.
0000137576 00000 н.
0000137658 00000 н.
0000137713 00000 н.
0000137813 00000 п.
0000137868 00000 н.
0000137960 00000 н.
0000138015 00000 н.
0000138146 00000 н.
0000138201 00000 н.
0000138330 00000 н.
0000138385 00000 н.
0000138499 00000 н.
0000138554 00000 н.
0000138609 00000 н.
0000138664 00000 н.
0000138747 00000 н.
0000138833 00000 н.
0000138974 00000 н.
0000139029 00000 н.
0000139112 00000 н.
0000139198 00000 н.
0000139253 00000 н.
0000139381 00000 п.
0000139436 00000 н.
0000139543 00000 н.
0000139598 00000 н.
0000139712 00000 н.
0000139767 00000 н.
0000139871 00000 н.
0000139926 00000 н.
0000140067 00000 н.
0000140122 00000 н.
0000140177 00000 н.
0000140232 00000 н.
0000140375 00000 н.
0000140430 00000 н.
0000140530 00000 н.
0000140585 00000 н.
0000140688 00000 н.
0000140743 00000 н.
0000140798 00000 н.
0000140853 00000 п.
0000140936 00000 н.
0000141022 00000 н.
0000141077 00000 п.
0000141222 00000 н.
0000141277 00000 н.
0000141408 00000 н.
0000141463 00000 н.
0000141518 00000 н.
0000141573 00000 н.
0000141665 00000 н.
0000141715 00000 н.
0000141801 00000 н.
0000141851 00000 н.
0000141939 00000 н.
0000141989 00000 н.
0000142075 00000 н.
0000142125 00000 н.
0000142211 00000 н.
0000142261 00000 н.
0000142349 00000 п.
0000142399 00000 н.
0000142487 00000 н.
0000142537 00000 н.
0000142629 00000 н.
0000142679 00000 н.
0000142765 00000 н.
0000142815 00000 н.
0000142903 00000 н.
0000142953 00000 н.
0000143039 00000 н.
0000143089 00000 н.
0000143175 00000 н.
0000143225 00000 н.
0000143274 00000 н.
0000143323 00000 н.
трейлер
] >>
startxref
0
%% EOF
5858 0 obj> поток
xZPqw.xYAp44 * {} ո &) ܉ tS« + W6ZEJ! \ 4 * @ w% \ 7) .B) qx
|
|
Лингвистика | наука | Британника
Языкознание , научное изучение языка.Это слово впервые было использовано в середине XIX века, чтобы подчеркнуть разницу между новым подходом к изучению языка, который тогда развивался, и более традиционным подходом филологии. Различия были и остаются в основном вопросом отношения, акцента и цели. Филолог занимается прежде всего историческим развитием языков, которое проявляется в письменных текстах и в контексте связанной с ними литературы и культуры. Лингвист, хотя его могут интересовать письменные тексты и развитие языков с течением времени, имеет тенденцию отдавать приоритет разговорным языкам и проблемам их анализа, поскольку они действуют в данный момент времени.
Сфера лингвистики может быть разделена на три дихотомии: синхроническая и диахроническая, теоретическая и прикладная, микролингвистика и макролингвистика. Синхронное описание языка описывает язык таким, каким он является в данный момент; Диахроническое описание связано с историческим развитием языка и структурными изменениями, которые в нем произошли. Целью теоретической лингвистики является построение общей теории структуры языка или общей теоретической основы для описания языков; Целью прикладной лингвистики является применение результатов и методов научного изучения языка для решения практических задач, особенно для разработки усовершенствованных методов обучения языку.Термины «микролингвистика» и «макролингвистика» еще не получили широкого распространения и фактически используются здесь исключительно для удобства. Первый относится к более узкому, а второй — к гораздо более широкому взгляду на сферу лингвистики. Согласно микролингвистической точке зрения, языки следует анализировать ради самих себя и без привязки к их социальной функции, к способу, которым они усваиваются детьми, к психологическим механизмам, лежащим в основе производства и восприятия речи, к литературным и эстетическая или коммуникативная функция языка и т. д.Напротив, макролингвистика охватывает все эти аспекты языка. Терминологическое признание получили различные области макролингвистики: психолингвистика, социолингвистика, антропологическая лингвистика, диалектология, математическая и компьютерная лингвистика и стилистика. Макролингвистику нельзя отождествлять с прикладной лингвистикой. Применение лингвистических методов и концепций к обучению языку может включать другие дисциплины, чего не делает микролингвистика.Но, в принципе, в каждой области макролингвистики есть теоретический аспект, равно как и в микролингвистике.
Большая часть этой статьи посвящена теоретической синхронной микролингвистике, которая обычно считается центральной частью предмета; впредь оно будет сокращаться как теоретическая лингвистика.
История языкознания
Более ранняя история
Незападные традиции
Лингвистические спекуляции и исследования, насколько известно, проводились лишь в небольшом количестве обществ.В той мере, в какой изучение месопотамского, китайского и арабского языков касалось грамматики, их подходы были настолько связаны с особенностями этих языков и были так мало известны европейскому миру до недавнего времени, что практически не оказали влияния на западные лингвистические традиции. Китайская лингвистическая и филологическая наука насчитывает более двух тысячелетий, но интерес этих ученых был в основном сосредоточен на фонетике, письме и лексикографии; их рассмотрение грамматических проблем было тесно связано с изучением логики.
Сэкономьте 50% на подписке Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сегодня
Безусловно, самая интересная незападная грамматическая традиция — и самая оригинальная и независимая — это индийская, которая насчитывает по крайней мере два с половиной тысячелетия и завершается грамматикой Панини V века до нашей эры. Санскритская традиция повлияла на современные лингвистические науки тремя основными способами. Как только санскрит стал известен западному ученому миру, последовал распад сравнительной индоевропейской грамматики, и были заложены основы всей системы сравнительной филологии и исторического языкознания XIX века.Но для этого санскрит был просто частью данных; Грамматика в Индии почти не играла прямой роли. Однако исследователи девятнадцатого века признали, что местная традиция фонетики в Древней Индии значительно превосходила западные знания, и это имело важные последствия для роста науки фонетики на Западе. В-третьих, в правилах или определениях (сутрах) Панини есть замечательно тонкий и проницательный отчет о грамматике санскрита. Построение предложений, составных существительных и т.п. объясняется с помощью упорядоченных правил, действующих на лежащие в их основе структуры, в манере, поразительно похожей отчасти на способы современной теории.Как можно было представить, эта проницательная индийская грамматическая работа вызвала большой интерес у лингвистов-теоретиков ХХ века. Изучение индийской логики в отношении панинианской грамматики наряду с аристотелевской и западной логикой в отношении греческой грамматики и ее последователей могло бы пролить свет на понимание.
В то время как в древнем китайском обучении отдельная область обучения, которую можно было бы назвать грамматикой, почти не прижилась, в древней Индии сложная версия этой дисциплины развивалась рано вместе с другими науками.Несмотря на то, что изучение грамматики санскрита могло первоначально иметь практическую цель сохранить священные ведические тексты и комментарии к ним в чистом виде, изучение грамматики в Индии в 1-м тысячелетии до н. Э. Уже стало интеллектуальной целью само по себе.
Что такое нейролингвистика? — Введение в лингвистику
Человеческий мозг состоит из 10 миллиардов нервных клеток (нейронов) и миллиардов волокон, соединяющих их. Эти нейроны или серое вещество образуют кору, поверхность мозга, а соединительные волокна или белое вещество образуют внутреннюю часть мозга.Мозг разделен на два полушария, левое и правое полушария головного мозга. Эти полушария связаны между собой мозолистым телом . В общем, левое полушарие мозга контролирует правую часть тела и наоборот.
Слуховая кора принимает и интерпретирует слуховые стимулы, а зрительная кора принимает и интерпретирует визуальные стимулы. Угловая извилина преобразует слуховые стимулы в визуальные и наоборот. Моторная кора сигнализирует мышцам двигаться, когда мы хотим поговорить, и управляется зоной Брока.Нервное волокно, соединяющее области Вернике и Брока, называется дугообразным пучком .
Латерализация относится к любым когнитивным функциям, локализованным в одной или другой стороне мозга. Говорят, что язык латерализируется и обрабатывается в левом полушарии мозга. Пол Брока впервые связал язык с левым полушарием мозга, когда заметил, что повреждение передней части левого полушария (теперь оно называется — зона Брока ) привело к потере речи, а повреждение правой стороны — нет.Он определил это путем вскрытия трупов пациентов, у которых возник языковой дефицит после травм головного мозга. Языковое расстройство, которое следует за поражением мозга, называется афазией, и у пациентов с повреждением области Брока наблюдается замедленная и затрудненная речь, потеря функциональных слов и плохой порядок слов, но хорошее понимание.
Карл Вернике также использовал исследования вскрытий, чтобы описать другой тип афазии, возникший в результате поражений в задней части левого полушария (теперь это область Вернике, ).В отличие от пациентов Брока, Вернике говорил бегло и с хорошим произношением, но с множеством лексических ошибок и трудностями в понимании. Зона Брока и Вернике — две основные области коры головного мозга, связанные с обработкой речи.
Афазики могут страдать от аномии , жаргонной афазии и приобретенной дислексии . Аномию обычно называют феноменом «кончика языка», и многие афазики регулярно испытывают трудности с поиском слов.Жаргонная афазия приводит к замене одного слова или звука другим. Некоторые афазики могут заменять друг друга похожими словами, например, стол вместо стула, или могут заменять совершенно несвязанные слова, например, стул вместо двигателя. Другие могут произносить table как соболь, заменяя звук s на звук t. Афазиков, которые стали дислексиками в результате повреждения мозга, называют приобретенными дислексиками. При чтении вслух слов, напечатанных на карточках, пациенты производили следующие замены:
Стимулы | Ответ один | Ответ два |
---|---|---|
Закон | Играть | Играть |
Юг | Восток | Запад |
Исцелить | Боль | Медицина |
Замена фонологически похожих слов, таких как pool и tool, также свидетельствует о том, что ментальный лексикон человека организован как по фонологии, так и по семантике.
Люди с афазией Брока и некоторые приобретенные дислексики не могут читать функциональные слова, и, когда они представлены вместе с ними на карточках, пациенты говорят нет, как показано в следующем примере:
Stimuli One | Ответ | Два стимула | Ответ |
---|---|---|---|
Ведьма | Ведьма | Какой | нет! |
Час | Время | Наши | нет! |
Дерево | Дерево | Будет | нет! |
Ошибки пациента предполагают, что наш мысленный словарь дополнительно организован на части, состоящие из основных слов содержания (первые стимулы) и грамматических слов (вторые стимулы.)
Кроме того, пациенты с расщепленным мозгом (те, у кого было перерезано мозолистое тело) свидетельствуют о латерализации языка. Если объект помещен в левую руку пациента с расщепленным мозгом, чье зрение отключено, человек не может назвать объект, но будет знать, как его использовать. Информация отправляется в правую часть мозга, но не может быть передана в левую часть для лингвистического наименования. Однако, если объект помещен в правую руку человека, человек может сразу дать ему имя, потому что информация отправляется непосредственно в левое полушарие.
Дихотическое слушание — еще один экспериментальный метод, использующий слуховые сигналы. Субъекты слышат разные звуки в каждом ухе, например, мальчик в левом ухе и девочка в правом ухе, или вода, льющаяся в левое ухо, и гудок рожка в правом ухе. Когда испытуемых просят указать, что они слышали в каждое ухо, испытуемые чаще правильно сообщают о лингвистических стимулах в правом ухе (девочка) и невербальных стимулах в левом ухе (поток воды). Это связано с тем, что левая часть мозга специализирована. ведь язык и слово, услышанное в правом ухе, передаются непосредственно в левую часть тела из-за контралатерализации мозга.Кроме того, правая часть мозга специализируется на невербальных стимулах, таких как музыка и звуки окружающей среды, а шум, слышимый в левом ухе, будет передаваться непосредственно в правое полушарие мозга.
определение нейролингвистики и синонимы нейролингвистики (английский)
Эта статья об академической области нейролингвистики. Для альтернативной модели психотерапии и коммуникации см. Нейролингвистическое программирование.
Нейролингвистика — это исследование нейронных механизмов человеческого мозга, которые контролируют понимание, производство и усвоение речи.В качестве междисциплинарной области нейролингвистика опирается на методологию и теорию из таких областей, как нейробиология, лингвистика, когнитивная наука, нейробиология, коммуникативные расстройства, нейропсихология и информатика. Исследователи привлекаются к этой области с разным опытом, принося с собой различные экспериментальные методы, а также широко варьирующие теоретические точки зрения. Большая часть работы в нейролингвистике основана на моделях психолингвистики и теоретической лингвистики и сосредоточена на исследовании того, как мозг может реализовывать процессы, которые, по мнению теоретиков и психолингвистики, необходимы для создания и понимания языка.Нейролингвисты изучают физиологические механизмы, с помощью которых мозг обрабатывает информацию, относящуюся к языку, и оценивают лингвистические и психолингвистические теории, используя афазиологию, визуализацию мозга, электрофизиологию и компьютерное моделирование.
История
Нейролингвистика исторически уходит корнями в развитие в 19 веке афазиологии, изучения языковых дефицитов (афазий), возникающих в результате повреждения мозга. [1] Афазиология пытается соотнести структуру с функцией, анализируя влияние травм головного мозга на обработку речи. [2] Одним из первых, кто установил связь между определенной областью мозга и обработкой речи, был Поль Брока, [1] , французский хирург, проводивший вскрытие трупов многих людей с дефектами речи и обнаруживший, что большая часть у них было повреждение головного мозга (или поражения ) в левой лобной доле, в области, которая теперь известна как область Брока. В начале 19 века френологи заявляли, что разные области мозга выполняют разные функции и что речь в основном контролируется лобными областями мозга, но исследование Брока, возможно, было первым, предлагающим эмпирические доказательства такой взаимосвязи, [ 3] [4] и был описан как «эпохальный» [5] и «ключевой» [3] в областях нейролингвистики и когнитивной науки.Позже Карл Вернике, в честь которого названа область Вернике, предположил, что разные области мозга были специализированы для различных лингвистических задач, причем область Брока отвечала за двигательное производство речи, а область Вернике — на слуховое понимание речи. [1] [2] Работа Брока и Вернике установила область афазиологии и идею о том, что язык можно изучать, исследуя физические характеристики мозга. [4] Ранние работы в области афазиологии также основывались на работе Корбиниана Бродмана в начале двадцатого века, который «нанес на карту» поверхность мозга, разделив ее на пронумерованные области на основе цитоархитектуры (клеточной структуры) и функции каждой области; [6] Эти области, известные как области Бродмана, до сих пор широко используются в неврологии. [7]
Термин «нейролингвистика» был придуман Гарри Уитакером, основавшим в 1974 г. журнал Brain and Language . [8] [9]
Хотя афазиология является историческим ядром нейролингвистики, в последние годы эта область значительно расширилась, отчасти благодаря появлению новых технологий визуализации мозга (таких как ПЭТ и фМРТ) и чувствительных ко времени электрофизиологических методов (ЭЭГ и МЭГ), которые может выделить закономерности активации мозга, когда люди решают различные языковые задачи; [1] [10] [11] Электрофизиологические методы, в частности, появились в качестве жизнеспособного метода изучения языка в 1980 году с открытием N400, реакции мозга, чувствительной к семантическим вопросам. в понимании языка. [12] [13] N400 был первым идентифицированным ответом мозга, имеющим отношение к языку, и с момента его открытия ЭЭГ и МЭГ стали все более широко использоваться для проведения языковых исследований. [14]
Нейролингвистика как дисциплина
Взаимодействие с другими полями
Нейролингвистика тесно связана с областью психолингвистики, которая стремится выяснить когнитивные механизмы языка с помощью традиционных методов экспериментальной психологии; сегодня психолингвистические и нейролингвистические теории часто информируют друг друга, и между этими двумя областями существует тесное сотрудничество. [13] [15]
Большая часть работы в нейролингвистике связана с проверкой и оценкой теорий, выдвинутых психолингвистами и лингвистами-теоретиками. В целом лингвисты-теоретики предлагают модели для объяснения структуры языка и организации языковой информации, психолингвисты предлагают модели и алгоритмы для объяснения того, как языковая информация обрабатывается в сознании, а нейролингвисты анализируют деятельность мозга, чтобы сделать вывод о том, как биологические структуры (например, нейроны ) выполнять эти психолингвистические алгоритмы обработки. [16] Например, в экспериментах по обработке предложений использовались ответы мозга ELAN, N400 и P600 для изучения того, как физиологические реакции мозга отражают различные прогнозы моделей обработки предложений, выдвинутые психолингвистами, такими как Джанет Фодор и Лин Фрейзер » серийная модель, [17] и «Модель объединения» Тео Воссе и Жерара Кемпена. [15] Нейролингвисты могут также делать новые прогнозы о структуре и организации языка, основываясь на представлениях о физиологии мозга, «обобщая знания неврологических структур на структуру языка.» [18]
Нейролингвистические исследования проводятся по всем основным направлениям лингвистики; Основные лингвистические подполи и способы их решения в нейролингвистике приведены в таблице ниже.
Подполе | Описание | Вопросы исследования по нейролингвистике |
---|---|---|
Фонетика | Исследование звуков речи | как мозг извлекает звуки речи из акустического сигнала, как мозг отделяет звуки речи от фонового шума |
Фонология | Исследование организации звуков в языке | как фонологическая система определенного языка представлена в мозгу |
Морфология и лексикология | Исследование того, как слова структурированы и хранятся в ментальном лексиконе | Как мозг хранит слова, которые знает человек, и получает к ним доступ |
Синтаксис | Изучение того, как строятся высказывания из нескольких слов | как мозг объединяет слова в составные части и предложения; как структурная и семантическая информация используется для понимания предложений |
Семантика | исследование того, как значение закодировано в языке |
Рассмотренные темы
Нейролингвистические исследования исследуют несколько тем, в том числе то, где обрабатывается языковая информация, как обработка речи происходит с течением времени, как структуры мозга связаны с усвоением и изучением языка и как нейрофизиология может способствовать развитию речи и языковой патологии.
Локализации языковых процессов
Большая часть лингвистических работ, как и ранние исследования Брока и Вернике, посвящена изучению расположения определенных языковых «модулей» в мозгу. Вопросы исследования включают в себя информацию о том, какая языковая информация проходит через мозг в процессе обработки, [19] , специализируются ли определенные области на обработке определенных видов информации, [20] как различные области мозга взаимодействуют друг с другом при обработке языка , [21] , и то, как места активации мозга различаются, когда субъект производит или воспринимает язык, отличный от его или ее первого языка. [22] [23] [24]
Временной ход языковых процессов
Другая область литературы по нейролингвистике включает использование электрофизиологических методов для анализа быстрой обработки языка во времени. [1] Временное упорядочение определенных пиков мозговой активности может отражать дискретные вычислительные процессы, которым мозг подвергается во время языковой обработки; например, одна нейролингвистическая теория синтаксического анализа предложений предполагает, что три ответа мозга (ELAN, N400 и P600) являются продуктами трех различных этапов синтаксической и семантической обработки. [25]
Приобретение языка
Другая тема — взаимосвязь между структурами мозга и овладением языком. [26] Исследования в области усвоения первого языка уже установили, что младенцы из всех языковых сред проходят похожие и предсказуемые стадии (например, лепет), и некоторые исследования нейролингвистики пытаются найти корреляции между стадиями развития речи и стадиями развития мозга [27] , в то время как другие исследования изучают физические изменения (известные как нейропластичность), которым мозг подвергается во время овладения вторым языком, когда взрослые изучают новый язык. [28]
Языковая патология
Нейролингвистические методы также используются для изучения расстройств и нарушений языка, таких как афазия и дислексия, и их соотношения с физическими характеристиками мозга. [23] [27]
Визуализация мозга
Изображения мозга, записанные с помощью ПЭТ (вверху) и фМРТ (внизу). Красные области и оранжевые области соответственно являются наиболее активными в этих записях.
Основная статья: Нейровизуализация
Поскольку одним из основных направлений этой области является тестирование лингвистических и психолингвистических моделей, технология, используемая для экспериментов, имеет большое значение для изучения нейролингвистики.Современные методы визуализации мозга внесли большой вклад в растущее понимание анатомической организации языковых функций. [1] [23] Методы визуализации мозга, используемые в нейролингвистике, можно разделить на гемодинамические, электрофизиологические и методы, которые напрямую стимулируют кору.
Гемодинамика
Гемодинамические методы используют тот факт, что когда какая-то область мозга работает над задачей, кровь отправляется для снабжения этой области кислородом (так называемая реакция, зависящая от уровня кислорода в крови, или ЖИРНАЯ реакция). [29] Такие методы включают ПЭТ и фМРТ. Эти методы обеспечивают высокое пространственное разрешение , что позволяет исследователям точно определять местоположение активности в мозге; [1] временное разрешение (или информация о времени активности мозга), с другой стороны, оставляет желать лучшего, поскольку ЖИРНЫЙ ответ происходит намного медленнее, чем языковая обработка. [11] [30] Помимо демонстрации того, какие части мозга могут выполнять определенные языковые задачи или вычисления, [20] [25] гемодинамические методы также использовались для демонстрации того, как структура языковая архитектура мозга и распределение связанной с языком активации могут со временем меняться в зависимости от языкового воздействия. [22] [28]
В дополнение к ПЭТ и фМРТ, которые показывают, какие области мозга активируются определенными задачами, исследователи также используют визуализацию тензора диффузии (DTI), которая показывает нейронные пути, которые соединяют различные области мозга, [31] , таким образом обеспечивая понимание в том, как взаимодействуют разные области.
Электрофизиологический
Волны мозга, записанные с помощью ЭЭГ
Электрофизиологические методы используют тот факт, что когда группа нейронов в головном мозге срабатывает вместе, они создают электрический диполь или ток.Техника ЭЭГ измеряет этот электрический ток с помощью датчиков на коже головы, в то время как МЭГ измеряет магнитные поля, создаваемые этими токами. [32] Эти методы позволяют измерять активность мозга от одной миллисекунды до следующей, обеспечивая отличное временное разрешение , что важно при изучении процессов, которые происходят так же быстро, как понимание и воспроизведение речи. [32] С другой стороны, местоположение мозговой активности может быть трудно идентифицировать на ЭЭГ; [30] [33] следовательно, этот метод используется в первую очередь для , как выполняются языковые процессы , а не , где .Исследования с использованием ЭЭГ и МЭГ обычно фокусируются на потенциалах, связанных с событием (ERP), [30] , которые представляют собой отдельные реакции мозга (обычно представляемые как отрицательные или положительные пики на графике нейронной активности), возникающие в ответ на конкретный стимул. Исследования с использованием ERP могут быть сосредоточены на каждой задержке каждой ERP (как долго после стимула начинается или достигает пика ERP), амплитуде (насколько высок или низок пик) или топографии (где на коже черепа реакция ERP подхвачены датчиками). [34] Некоторые важные и общие компоненты ERP включают N400 (отрицательность, возникающая с задержкой около 400 миллисекунд), [30] отрицательность несоответствия, [35] ранняя левая передняя отрицательность (возникающая отрицательность при ранней задержке и топографии спереди слева), [36] P600, [14] [37] и потенциал латерализованной готовности. [38]
Опытный образец
Методика эксперимента
Нейролингвисты используют различные экспериментальные методы, чтобы с помощью визуализации мозга сделать выводы о том, как язык представлен и обрабатывается в мозгу.Эти методы включают несоответствие дизайна , исследования на основе нарушений , различные формы примирования и прямой стимуляции мозга.
Несоответствие парадигме
Основная статья: Отрицание несоответствия
Отрицательность несоответствия (MMN) — это тщательно задокументированный компонент ERP, часто используемый в нейролингвистических экспериментах. [35] [39] Это электрофизиологический ответ, который возникает в головном мозге, когда субъект слышит «девиантный» стимул в наборе перцептивно идентичных «стандартов» (как в последовательности с с с с с с д с с с с с с с с с с с с с d ). [40] [41] Поскольку MMN вызывается только в ответ на редкий «странный» стимул в наборе других стимулов, которые воспринимаются как такие же, он использовался для проверки того, как говорящие воспринимают звуки и категорически организовывать стимулы. [42] [43] Например, знаменательное исследование Колина Филлипса и его коллег использовало отрицание несоответствия в качестве доказательства того, что испытуемые, когда им предъявляли серию речевых звуков с акустическими параметрами, воспринимали все звуки как либо / t / или / d /, несмотря на акустическую изменчивость, что позволяет предположить, что человеческий мозг имеет представления об абстрактных фонемах — другими словами, испытуемые «слышали» не конкретные акустические особенности, а только абстрактные фонемы. [40] Кроме того, отрицательность несоответствия использовалась для изучения синтаксической обработки и распознавания категории слова. [35] [39] [44]
На основании нарушений
Многие исследования в нейролингвистике используют аномалии или нарушения синтаксических или семантических правил в экспериментальных стимулах и анализируют реакции мозга, возникающие, когда субъект сталкивается с этими нарушениями. Например, предложения, начинающиеся с таких фраз, как * the garden was on the working , [45] , что нарушает английское правило структуры фраз, часто вызывают реакцию мозга, называемую ранней левой передней отрицательностью (ELAN). [36] Методы нарушения используются по крайней мере с 1980 года, [36] , когда Кутас и Хиллард впервые сообщили о доказательствах ERP, что семантические нарушения вызывают эффект N400. [46] Используя аналогичные методы, в 1992 году Ли Остерхаут впервые сообщил о реакции P600 на синтаксические аномалии. [47] Дизайн нарушений также использовался для гемодинамических исследований (фМРТ и ПЭТ): Эмбик и его коллеги, например, использовали грамматические и орфографические нарушения, чтобы исследовать местоположение синтаксической обработки в мозгу с помощью фМРТ. [20] Еще одно распространенное использование схем нарушения — объединение двух видов нарушений в одном предложении и, таким образом, прогнозирование того, как различные языковые процессы взаимодействуют друг с другом; Этот тип исследования нарушений кроссинга широко использовался для изучения того, как взаимодействуют синтаксические и семантические процессы, когда люди читают или слышат предложения. [48] [49]
Грунтовка
Основная статья: Прайминг (психология)
В психолингвистике и нейролингвистике прайминг относится к феномену, при котором субъект может быстрее распознать слово, если ему или ей недавно представили слово, аналогичное по значению [50] или морфологическому составу (т.е., состоящий из одинаковых частей). [51] Если субъекту предъявлено «целевое» слово, такое как доктор , а затем «простое» слово, например, медсестра , если у субъекта более быстрое, чем обычно время ответа на запрос медсестре тогда экспериментатор может предположить, что слово медсестра в мозгу уже использовалось, когда было получено слово доктор . [52] Прайминг используется для исследования широкого круга вопросов о том, как слова хранятся и извлекаются в мозгу [51] [53] и как обрабатываются структурно сложные предложения. [54]
Стимуляция
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), новый неинвазивный метод [55] для изучения активности мозга, использует мощные магнитные поля, которые прикладываются к мозгу извне. [56] Это метод возбуждения или прерывания мозговой активности в определенном и контролируемом месте, который, таким образом, может имитировать афазические симптомы, давая исследователю больше контроля над тем, какие именно части мозга будут исследованы. [56] Таким образом, это менее инвазивная альтернатива прямой стимуляции коры головного мозга, которая может использоваться для аналогичных типов исследований, но требует удаления волосистой части головы субъекта, и, таким образом, используется только для людей, которые уже проходят серьезную операции на головном мозге (например, люди, перенесшие операцию по поводу эпилепсии). [57] Логика, лежащая в основе ТМС и прямой корковой стимуляции, аналогична логике афазиологии: если определенная языковая функция нарушена, когда определенная область мозга выбита, то эта область должна каким-то образом участвовать в этой языковой функции .На сегодняшний день несколько нейролингвистических исследований использовали TMS; [1] прямая корковая стимуляция и кортикальная запись (запись активности мозга с помощью электродов, помещенных непосредственно в мозг) использовались с макаками для прогнозирования поведения человеческого мозга. [58]
Тематические задания
Во многих экспериментах по нейролингвистике испытуемые не просто сидят и слушают или наблюдают за стимулами, но также получают инструкции выполнять какую-то задачу в ответ на стимулы. [59] Субъекты выполняют эти задачи во время записи (электрофизиологической или гемодинамической), обычно для того, чтобы убедиться, что они обращают внимание на стимулы. [60] По крайней мере, одно исследование показало, что задача, которую выполняет субъект, влияет на реакцию мозга и результаты эксперимента. [61]
Лексическое решение
Основная статья: Лексическое решение задачи
Задача лексического принятия решения включает в себя испытуемых, которые видят или слышат изолированное слово и отвечают, является ли это реальным словом.Он часто используется в первичных исследованиях, поскольку известно, что испытуемые быстрее принимают лексическое решение, если слово было начато родственным словом (как в «докторе», вводящем «медсестра»). [50] [51] [52]
Оценка грамматичности, оценка приемлемости
Во многих исследованиях, особенно в исследованиях, основанных на нарушениях, испытуемые принимают решение о «приемлемости» (обычно грамматической или семантической) стимулов. [61] [62] [63] [64] [65] Такая задача часто используется, чтобы «убедиться, что испытуемые [читают] внимательно предложения и что они [различают] приемлемые от неприемлемых предложений так, как [экспериментатор] ожидает от них.» [63]
Экспериментальные данные показали, что инструкции, данные испытуемым в задаче оценки приемлемости, могут влиять на реакцию мозга испытуемых на стимулы. Один эксперимент показал, что, когда испытуемых проинструктировали оценивать «приемлемость» предложений, они не показали ответ мозга N400 (ответ, обычно связанный с семантической обработкой), но что они показали этот ответ, когда им дали команду игнорировать грамматическую приемлемость и только судить. имели ли предложения «смысл.» [61]
Поверка датчика
В некоторых исследованиях используется задача «зондовой верификации», а не явная оценка приемлемости; в этой парадигме каждое экспериментальное предложение сопровождается «пробным словом», и испытуемые должны ответить, появилось ли пробное слово в предложении. [52] [63] Эта задача, как и задача оценки приемлемости, гарантирует, что субъекты читают или слушают внимательно, но может избежать некоторых дополнительных требований обработки оценок приемлемости и может использоваться независимо от типа нарушение представлено в исследовании. [52]
Правдивое суждение
Испытуемые могут быть проинструктированы судить не о том, является ли предложение грамматически приемлемым или логичным, а о том, является ли суждение, выраженное предложением, истинным или ложным. Эта задача обычно используется в психолингвистических исследованиях детской речи. [66] [67]
Активное отвлечение и двойная задача
В некоторых экспериментах испытуемым ставится «отвлекающая» задача, чтобы убедиться, что испытуемые не обращают сознательно внимания на экспериментальные стимулы; это может быть сделано, чтобы проверить, выполняется ли определенное вычисление в мозгу автоматически, независимо от того, уделяет ли субъект ему ресурсы внимания.Например, в одном исследовании испытуемые слушали нелингвистические тоны (длинные гудки и гудки) одним ухом и речь в другом ухе, и испытуемым предлагалось нажать кнопку, когда они почувствовали изменение тона; это якобы заставляло испытуемых не обращать явного внимания на грамматические нарушения в речевых стимулах. Испытуемые в любом случае демонстрировали несовпадающую реакцию (MMN), предполагая, что обработка грамматических ошибок происходила автоматически, независимо от внимания [35] — или, по крайней мере, испытуемые не могли сознательно отделить свое внимание от речевых стимулов.
Другой родственной формой эксперимента является эксперимент с двойным заданием, в котором испытуемый должен выполнить дополнительное задание (например, последовательное постукивание пальцами или произнесение бессмысленных слогов), отвечая на языковые стимулы; Этот вид экспериментов был использован для исследования использования рабочей памяти в языковой обработке. [68]
Дополнительная литература
Некоторые соответствующие журналы включают Journal of Neurolinguistics and Brain and Language.