Разное

Окончания регулярные и нерегулярные: Языковые факторы, определяющие морфемную структуру слова — КиберПедия

Содержание

Продуктивные и непродуктивные аффиксы — Студопедия

Не все аффиксы в одинаковой степени употребительны: некоторые из них принимают активное участие в словообразовательном процессе, другие, наоборот, не участвуют в современном словообразовании. С точки зрения употребительности и активности в словопроизводстве и формообразовании аффиксы делятся на продуктивные и непродуктивные.

Продуктивные — это такие морфемы, которые активно участвуют в современном словопроизводстве и дают новые образования. Эти морфемы без труда выделяются в словах. Так, например, в образовании названия лиц мужского пола в русском языке насчитывается свыше 50 различных суффиксов. Но в современном словообразовании наиболее продуктивны четыре: -щик- (-чик-), -ик-(-ник-), -щ-, -ист-. Их границы в слове четкие: газосвар/щик, бетон/щик, ракет/чик, аппарат/чик, вечер/ник, заоч/ник, массов/ик, передов/ик, атомн/ик, ленинград/ец, бульдозер/ист.

Важное условие для появления нового слова — наличие продуктивной модели, по которой создается новая лексическая единица. Если те или иные аффиксы участвуют в новообразованиях, то можно считать, что данные морфемы продуктивны и являются живыми языковыми реальностями.



Непродуктивные — это такие аффиксы, при помощи которых в настоящее время не образуются новые слова и формы. Непродуктивные аффиксы часто встречаются в давно образованных, повседневных и весьма употребительных словах, но словообразовательными моделями они уже не являются (глашатай, завсегдатай, соглядатай, ходатай). Вот, пожалуй, все слова с суффиксом —тай-, имеющиеся в русском языке. Новых образований этот суффикс уже не дает. То же относится к суффиксам: -ев-(о) (варево, зарево), -ад-(а) (блокада, клоунада, колоннада), -ель- (гибель, капель, колыбель, метель), -е-(я) (ворожея, жнея, швея), знь (болезнь, боязнь, жизнь), -яш- (кругляш, кудряш, племяш), -им- (отчим, побратим) и др., которые уже перестали быть средством словопроизводства и лишь сохранили свойство выделяемости.

На продуктивность аффиксов, и в первую очередь суффиксов, оказывают влияние не только языковые, но экстралингвистические (или внеязыковые) факторы, в частности, измененим социальной потребности в тех или иных группах лексики. Известно, что в современном языке стали непродуктивными суффиксы –ш-(а), -их-(а), обозначающие жен по профессии мужа (профессорша). Для нас важнее общественное качество лица, поэтому в современном русском языке явно преобладают способы образования названий лиц по сферам производственной деятельности, по действиям или состояниям, характеризующим общественный облик человека, его социальное положение, по идеологическим признакам, по отношению к общественному направлению, научному, идейному, художественному течению и т. п.


Теперь рассмотрим случаи утраты продуктивности суффиксов в силу чисто языковых причин. Иногда применение того или иного суффикса ограничено количеством основ, с которыми может сочетаться данный суффикс. Например, употребление суффикса -атограничено количеством слов, обозначающих части тела человека и животных, так как только с этими основами способен сочетаться этот суффикс (бородатый, носатый, волосатый, хвостатый, рогатый и др.).

Иногда архаизируется та или иная словообразовательная модель, например использование суффикса многократности -ыва-, -ива- в бесприставочных глаголах (читывать, говаривать и др.).

Характерной особенностью продуктивных аффиксов является многообразие и широта их связей, что дает возможность активно образовывать новые слова и новые формы.

Кроме продуктивности — непродуктивности, аффиксы различаются по их регулярности. Те аффиксы, которые повторяются в языке и образуют определенный словообразовательный или формообразующий тип, называются регулярными. Так, в русском языке словообразовательный тип существительных мужского рода с суффиксом –ист- (коммунист, тракторист, активист) и коррелятивная форма женского рода с суффиксом –к-(а) (коммун/ист/к/а, трактор/ист/к/а, актив/ист/к/а), безусловно, регулярный тип словообразования.

Регулярные аффиксы противопоставлены нерегулярным, которые в словах встречаются от случая к случаю (спорадически), чаще всего единично. Они вне конкретного слова непонятны и не образуют воспроизводимого типа словообразования и словоизменения. Приведем примеры. Суффикс енёк в слове муж/енёк единичный; в русском языке нет слов, в которых повторился бы этот суффикс. То же относится и к суффиксам -ел- в слове коз/ел, —анёк- в слове куманёк, -авец- в словах крас/авец, мерз/авец, —унок- в слове рис/унок, -юх- в слове кон/юх.

Регулярность и продуктивность — это разноплановые, но соотносительные понятия. Когда говорят о регулярности аффиксов, то имеют в виду их повторяемость. Например: писать — писатель – писательский; читать — читатель – читательский; любить — любитель — любительский и т. д.; агитировать — агитация, ликвидировать — ликвидация, аргументировать — аргументация и т. п.

Если же эти регулярные аффиксы активно участвуют в новых образованиях, то мы имеем дело с продуктивными словообразовательными аффиксами. Следовательно, все нерегулярные аффиксы -одновременно являются непродуктивными, но не все регулярные аффиксы являются продуктивными.

Словообразовательная система языка непрерывно изменяется. Именно этим можно объяснить наличие в языке продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных аффиксов. Следовательно, словоформообразовательные типы не являются раз навсегда данными.

Аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные. Продуктивные и непродуктивные аффиксы

Аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные. Продуктивные и непродуктивные аффиксы

Вторые блюда

Говоря о регулярности или нерегулярности аффиксов, мы имели в виду их воспроизводимость в целом разряде слов или в отдельных, единичных словах, выступающих в качестве словообразовательно изолированных. Говоря же об их продуктивности или непродуктивности, следует иметь в виду свойственную им разную производительность в создании слов и форм, различный (для каждого аффикса и модели свой собственный) творческий характер.
Между понятием регулярности-нерегулярности и продуктивности- непродуктивности определенные взаимоотношения существуют (нерегулярные аффиксы являются всегда одновременно и непродуктивными), однако понятие регулярности не покрывается понятием продуктивности. Среди регулярных служебных морфем имеется немало таких, которые продуктивными уже не являются. Регулярность многих ныне непродуктивных аффиксов объясняется их яркой производительностью в прошлом.
О продуктивности или непродуктивности того или иного аффикса можно говорить, лишь сравнив количество и состав содержащих его слов в данной языковой системе с тем, что наблюдалось в языке в предшествующие эпохи его развития. Так, регулярный суффикс -изн(а), выделяющийся сейчас в соединении с основой прилагательного по крайней мере в 12 словах, выступает в современном русском языке таким же непродуктивным, как и нерегулярный суффикс -овизн(а), известный только в слове дороговизна. Об этом свидетельствует тот факт, что с XIX в. в нашу речь не вошло ни одного нового существительного, образованного посредством суффикса -изн(а). Все слова с этим суффиксом, употребляющиеся в настоящее время, были известны в XVIII в. Более того, в то время их было даже больше (например, ныне исчезнувшие молодизна, синизна, тонизна и т. п.).
Продуктивными являются такие аффиксы, которые выделяются в целом ряде недавних по своему появлению в языке образований. Непродуктивные аффиксы представляют собой служебные морфемы, с помощью которых в настоящее время новые слова и формы или не образуются, или образуются очень редко.
В качестве совершенно непродуктивных в настоящее время аффиксов можно назвать, например, приставки су-, низ- (сумрак, суглинок; низводить, ниспадать и т. д.), суффиксы -cmeuj(e), -знь (спокойствие, удовольствие; жизнь, болезнь, боязнь), окончание существительных в творительном падеже множественного числа -ьми (костьми), окончание -ух в числительном двух и др. Эти аффиксы свободно выделяются и в словах, и в формах, однако среди таких слов и форм недавних образований не наблюдается.
Круг слов и форм, в котором имеются совершенно непродуктивные служебные морфемы, нередко ограничен нескольк-ими одиночными образованиями. Так, окончание -а для всех косвенных падежей является специфической принадлежностью только трех числительных: сто, сорок, девяносто; приставка сюр- известна в русском языке лишь в словах сюрреализм, сюрреалист, сюрреалистический; суффикс -тв(а) со значением абстрактного действия выделяется как морфема только в существительных жатва, жратва, битва, молитва и т. д.
Примерами продуктивных в настоящее время аффиксов могут быть суффиксы -к(а) (для образования наименований лиц женского пола от соответствующих по значению слов мужского рода), -о (для образования наречий от прилагательных), -ыва (-ива) (для образования глаголов несовершенного вида), приставки с-, от-, про-, основная масса окончаний в существительных, прилагательных и глаголах и т. д. С их помощью новые слова и формы образуются интенсивно и постоянно, их морфематические связи широки и разнообразны. Так, нулевое окончание в именительном падеже единственного числа присуще подавляющему большинству склоняемых имен существительных мужского рода; именно с его помощью прежде всего оформляются в настоящее время в русском языке слова указанной родовой принадлежности, как недавние новообразования, так и только что усвоенные заимствования. Приставка не- обладает способ

Непродуктивные суффиксы в русском языке. Аффиксы регулярные и нерегулярные, продуктивные

КСР № 3 Тема: «Морфемная структура слова. Морфемика»

Морфемика
— раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Словообразование
— раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

Основа слова и её виды.

Основа (лингвистика)
— неизменяемая часть слова, которая выражает его лексическое значение.

В изменяемых словах основа определяется как часть слова без окончания и формообразующего аффикса: сосн


, пустын


, восьм

-ой
, наш


, занимательн

-ый
,чита


. В неизменяемых словах основа равна слову: высоко

, мечтая

. В некоторых случаях основа может быть прерывистой:

§ глагольные формы, содержащие постфикс -ся
/ -сь

учащ
ие
ся

;

§ основы неопределённых местоимений, содержащих постфиксы -то
/ -либо
/ —нибудь

как
ой
то

;

§ основы некоторых сложно-составных существительных

шкаф
а
купе

;

§ основы сложных числительных

сем
и
десят

и
.

В зависимости от структуры, основы бывают производные и непроизводные. Непроизводными
являются основы, которые состоят из одной морфемы — корня: город

,стол

, жёлт

-ый
. Производными
являются основы, в составе которых выделяются два или более словообразовательных аффикса. Обычно это корень в сочетании с одним или несколькими суффиксами: хлеб-н

ый
; с одной или несколькими приставками: пере-лет

; с суффиксом и приставкой одновременно: без-дом-н

ый
). Новые слова могут образовываться как от непроизводной, так и от производной основы.

От производных и непроизводных основ следует отличать производящие основы
— основы, от которых образуются новые слова. Например, непроизводная основа слова сил


является производящей для слова сильн

ый
.

Изменение в морфемной структуре слова

Слово исторически изменчиво (меняется его фонемный состав, значение, морфемный облик). Современная морфемная и словообразовательная структуры могут не совпадать с историческим соответствием, о чем свидетельствуют морфемный и словообразовательный анализы слов.

Основные причины таких явлений – это следующие процессы:

опрощение
– языковой процесс, в результате которого слово с производной основой становится непроизводным. При опрощении
происходит превращение слова со сложной структурой в одноморфемное. В русском языке разные части речии разные морфемные структуры подвержены опрощению
. Таковыми могут быть исторически суффиксальные структуры:ведь-м-а – ведьм-а
, префиксальные по происхождению слова: за-кон – закон
, суффиксально-префиксальные дериваты:на-реч-ий-э,
слова, образованные с помощью сложения основ: вель-мож-а.
Причины, приводящие к опрощению
, это: изменение лексического значения мотивирующего слова (слово крыльцо
изначально было образовано от слова крыло
), исчезновение из словарного запаса мотивирующего слова (двор
в значении «лица, окружающие царя»), выпадение слов из словарного запаса (слово варежка
было образовано от слова варега
), изменение в звуковом состав слова: слово облако
произошло от слова обволакивать
и раньше произносилось как обвлако
;

переразложение
– процесс, в результате которого

Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа

Крылова Мария Николаевна
Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия
кандидат филологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и иностранных языков

Krylova Maria Nikolaevna
Azov-Black Sea State Agroengineering Academy
PhD in Philological Science, Assistant Professor of the Professional Pedagogy and Foreign Languages Department

Библиографическая ссылка на статью:
Крылова М.Н. Эти непослушные суффиксы: сложные вопросы морфемного анализа // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/07/3605 (дата обращения: 14.09.2020).

Морфемный анализ, или разбор слова по составу является сложным для многих учеников средней школы, для студентов-филологов и даже для учителей. Как отмечает Н.А. Исаева, «на сегодняшний день существуют реальные проблемы профессионально-методической готовности студентов-бакалавров и учителей в области анализа и интерпретации морфемно-словообразовательных понятий, представленных в школьных учебниках, а, соответственно, и формализм в обучении школьников этим важным, системообразующим понятиям, составляющим базу для развития разных метапредметных умений» [1, с. 123].

Вопросы морфемного анализа и обучения ему рассматривались М.Т. Барановым, Е.А. Земской, Н.А. Исаевой, М.Р. Львовым, Т.Г. Рамзаевой, А.В. Текучевым, Н.М. Шанским и другими учёными и методистами, однако по-прежнему остаются трудно решаемые в силу наличия различных толкований тех или иных явлений языка проблемы.

Особенно непросто бывает выделить в слове суффикс (суффиксы), отграничить его от других морфем. Связано это, прежде всего, с тем, что выделить суффикс можно только при умении вычленять в слове окончание и корень.

Морфема – наименьшая значимая единица языка. По роли в слове морфемы делятся на: корневые, или корни – основные морфемы и аффиксальные, или аффиксы – дополнительные (от лат. affixus – ‘прикреплённый’).Виды аффиксов: префикс (приставка), суффикс, интерфикс, постфикс. В других языках есть ещё такие аффиксы, как конфикс, инфикс, трансфикс и т. п.

Суффикс – служебная морфема (аффикс), которая располагается после корня и служит для образования слов и их несинтаксических форм.

По функции аффиксы делятся на словообразующие – выражают лексическое значение, образуют разные слова и являются менее регулярными, менее стандартными, например, без-дом-н-ый, и формообразующие – обладают высочайшей степенью регулярности и стандартности, обладают грамматическим значением, образуют грамматические формы, например, на-пис-а-нная. Окончание всегда является формообразующим аффиксом, суффиксы могут быть и слово- и формообразующими. Информация о формообразующих суффиксах поступает к учащимся постепенно при изучении морфологии, и старшеклассники должны уже хорошо ориентироваться в формообразовании и знать все формообразующие суффиксы русского языка:

1. Суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий: -ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-, -ейше, -айше. Например: добр-ее (добр-ей), тонь-ше, выш-е, добр-ейш-ий, тонч-айш-ий, глубоч-айше, покорн-ейше.

2. Суффиксы причастий и деепричастий: -ущ-, (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), – енн-, -нн-, -т-, ом-, -ем-, -им-, -в, -вши, – а, -я. Например: бег-ущ-ий, гон-им-ый, уста-вш-ий, обиж-енн-ый, обиде-в, разбира-я.

3. Суффикс прошедшего времени —л-, при помощи которого форма прошедшего времени образуется от основы инфинитива: обиде-л, нес (нулевой).

4.  Суффикс повелительного наклонения —и-, при помощи которого форма повелительного наклонения образуется от основы настоящего (будущего простого) времени. Например: выбер-и, нес-и-те, брось и стирай (нулевой).

5. Суффиксы существительных, при помощи которых образуются:

а) формы множественного числа и косвенных падежей (синтаксические формы): -ес-, -ер-, -ен-, —j— , -ят-, -овj. Например: чуд-ес-а, мат-ер-и, плем-ен-а, брать-j-я, кот-ят-а, сын-овьj;

б) форма единственного числа: —ин-. Например: граждан-ин.

6. Суффикс настоящего (будущего простого) времени глагола в изъявительном наклонении: —j-. Например: чита-j-ю, прочита-j-ешь. Вопрос об этом суффиксе спорный, его выделяют не все ученые.

Морфемный анализ – это выделение всех морфем в слове. Производя его, нужно помнить, что «подлинно научный анализ структуры слова, а не механическое деление слова на морфемы (иногда не существующие) возможен только в том случае, когда слово рассматривается, во-первых, на фоне родственных и одноструктурных ему в данный момент слов, а во-вторых, в совокупности всех присущих ему в грамматических форм. Это является основным принципом словообразовательного анализа (как и морфемного)» [2, с. 9].

Описать все трудные вопросы морфемного анализа в рамках статьи невозможно. Рассмотрим наиболее сложные проблемы морфемного анализа конца слова. Информацию мы представим в вопросно-ответной форме, которая должна облегчить восприятие.

Есть ли специальные способы выделения суффикса?

Прежде чем выделять суффикс или суффиксы, нужно провести подготовительную работу: определить, какой частью речи является слово, так как у каждой части речи свой набор суффиксов; выделить корень (по возможности) и окончание (обязательно). И только после это применять указанные ниже способы, причём желательно не какой-то один, а все вместе:

1.  Соотнесение слова с однокоренными словами и грамматическими формами слова. Например, соотнеся слово лисий со словами лиса и лись-j и вспомнив о беглых гласных, мы без труда выделим в нём суффикс ий.

2.  Сопоставление слова со словами такого же состава, того же словообразовательного типа. Ведь соотносим же мы слово с однокоренными словами, чтобы выделить корень, почему бы не соотнести его с «односуффиксными» словами, чтобы выделить суффикс. Например, рад-ость, слад-ость, пошл-ость и под.

3.  Принцип «матрёшки» (термин Н.М. Шанского) необходим, когда в слове несколько суффиксов. Их выделяют с помощью анализа формы и словообразовательного анализа, пошагового «раздевания» слова. Например, словообразовательные суффиксы в слове водянистость станут явными после выстраивания словообразовательной цепочки: вода → вод-ян-ой → водян-ист-ый → водянист-ость. В слове вчитывавшаяся мы сначала, проанализировав грамматическую форму, выделим формообразовательный постфикс —ся, окончание —ая— и формообразовательный суффикс причастия —вш-, а затем выделим глагольный суффикс —ыва-.

В любом случае, решая вопрос о морфемном составе того или иного слова, нужно одновременного произвести анализ словоформы (вычленить окончание и формообразующие суффиксы) и словообразовательный анализ. Как пишет Н.А. Исаева, «словообразовательный анализ должен идти не после морфемного, а предшествовать ему и на определённых этапах органически “вплетаться” в ткань морфемного разбора – это простой     и понятный закон грамотного анализа структуры слова» [1, с. 129].

Иначе ошибки неизбежны.

Включать ли формообразующие суффиксы в основу?

Сложности появляются при выделении основы слова, так как формообразующие аффиксы в основу не входят, а словообразующие входят. Мы же привыкли не включать в основу окончание, а формообразующие суффиксы забываем отсечь от основы. Думается, что истина где-то посередине: ученикам младших классов не стоит объяснять, что в основу могут не входить ещё и некоторые суффиксы, а начиная с 5-го класса нужно постепенно вводить эту новую информацию, что поможет освоению морфологии русского языка, способов словоизменения.

Нужно ли выделять нулевые суффиксы?

Чтобы решить для себя этот вопрос, нужно сначала такой суффикс в слове обнаружить. О том, что нулевыми (материально не выраженными) могут быть окончания, знают все. Примеры: дом, семей, лисий□, развлечений□, стой□. Выделять нулевое окончание пустым квадратом является обязательным, его невыделение – серьёзная ошибка. Иначе обстоит дело с нулевыми суффиксами, так как многие вообще не знают об их существовании.

Нулевыми могут быть два формообразующих суффикса: 1) суффикс прошедшего времени -л- в мужском роде у некоторых глаголов, например, умер-Æ, нес-Æ; сравните: умер-л-а, несли; 2) суффикс повелительного наклонения -и-, например, брось-Æ; сравните: нес-и. После нулевого формообразующего суффикса обязательно стоит нулевое окончание.

Нулевой суффикс прошедшего времени глагола и нулевое окончание после него возникли в результате утраты слабых редуцированных и отпадания -л- после согласных в конце слова (сравните древнерусское высох-л-ъ).

Кроме того, нулевой суффикс появляется в результате нулевой суффиксации, в этом случае он является словообразующим, и после него может быть не только нулевое, но и материально выраженное окончание. Например, переход-Æ ¬ переходить, синь-Æ ¬ синий, заик-Æ-а- ¬ заикаться, пят-Æ-ый ¬ пять, физик-Æ ¬ физика и под. Как считает Т.Ю. Гаврилкина, словообразовательные типы с нулевыми суффиксами в современном языке обладают высоким деривационным потенциалом [3].

В практике преподавания русского языка нулевые суффиксы не принято выделять, для них нет специального значка. Вводить его или нет (один из вариантов приведён выше) – вопрос сложный, большинство педагогов скажут, что не стоит. Тем не менее, понятие о нулевом суффиксе надо ввести, показав его существование сопоставлением ряда словоформ. По мнению Н.А. Исаевой, понятие нулевого суффикса ввести в понятийный аппарат учащихся необходимо: «Хотя оно не является обязательным в школьном преподавании, по характеру своего значения и по соотношению с другими словами вполне вписывается в группу «нулей», изучаемых в школе, – нулевого окончания и нулевой связки» [1, с. 126].

Как не назвать варианты суффикса разными суффиксами?

Морфемы реализуются в речи в морфах, или алломорфах. Часть суффиксов не имеют морфов: -тель, -ость, -нича-. Например: учи-тель, зл-ость, сопер-нича-ть. С ними нет сложностей.

Но чаще всего в зависимости от позиции в слове один и тот же суффикс может иметь несколько вариантов с различным звучанием и написанием:

к— и —ок-: памят-к-а – памят-ок,

ец— и —ц-: сыр-ец – сыр-ц,

н— и —ен— в краткой форме прилагательных: памят-ен – памят-н,

ова— и —уj— в формах глагола: пир-ова-л, пир-уj,

j(а) и —ий : прыгунь-j-я – прыгун-ий.

Если суффиксы изменяются при образовании форм слов, то это варианты одного и того же суффикса, а не разные суффиксы. Их изменения связаны с фонетическими процессами, произошедшими в языке, с множеством существующих в языке чередований. Сопоставление словоформ и знание возможных чередований поможет нам понять, что варианты – это различные формы одного и того же суффикса: любим-ец – любим-ч-ик, сын-ок – сын-оч-ек, собачь-j-я, собач-ий.

Суффиксом или окончанием является —ть (-ти) в неопределённой форме глагола?

Несомненно, финаль ть (-ти) – это формообразующий суффикс, так как он образует форму инфинитива: чита-ть, вез-ти. Инфинитив (неопределённая форма глагола) – это неизменяемая форма, поэтому окончания у неё просто не может быть, ведь окончание – это изменяемая часть слова. Отсечением —ть (-ти) мы получаем основу инфинитива, от которой образуются многие глагольные формы: строи-ть – строи-л, строи-вш-ий.

В школьном учебнике по традиции —ть (-ти) выделяется как окончания. В новых пособиях есть двоякий вариант, когда —ть (-ти) выделяется и как окончание, и как суффикс. По-видимому, самым разумным решением для педагога будет учить выделять данную морфему так, как рекомендовано в учебнике, объяснив при этом её природу. Учащиеся должны знать, что это формообразующий суффикс.

А вот —чь в конце инфинитива вообще не является отдельной морфемой, входит в корень. Сравните: пек-у, печ-ёшь, печь.

Нужно ли выделять суффиксы, не обозначенные отдельной буквой?

Этот вопрос можно решить по-разному. Например, слово строю орфографичеки делится на две морфемы (стро-ю), а фонетически (то есть на самом деле) – на три (стро-j), —jявляется суффиксом. Нужно ли его выделять? Несомненно, нужно, так как, во-первых, он есть в слове, во-вторых, в повелительном наклонении глагола он будет выражен буквой й (стро-й), и его выделение позволит нам соотнести друг с другом формы глагола, образованные от одной основы – основы настоящего времени, в-третьих, совершенно невредным будет повторение графики и тех позиций, в которых буква ю обозначает два звука. Систематическая работа в данном направлении будет способствовать тому, что учащиеся легко будут находить в слове «спрятанный» суффикс. Кстати, скрытым может быть не только весь суффикс, но и его часть, например, —j— в суффиксах ниj— -ниj(повторение, желание). В этом случае не заметить —j— не так уж страшно, ведь морфема всё равно будет выделена, пусть и в усечённом виде, но всё же лучше «заметить» скрытую часть суффикса, тогда проще будет объяснить, почему в словах желаний, стараний, сомнений и под. —ий – это не окончание.

Как найти в слове нерегулярный суффикс?

Регулярные суффиксы встречаются в составе слов часто, например, ик-: стол-ик, дом-ик, столб-ик и т. д. Самые регулярные морфемы – окончания и формообразующие суффиксы: ламп-а, бег-ущ-ий. Нерегулярные (уникальные, редкие) суффиксы в составе слова встречаются нечасто. Например: паст-ух, мал-ютк. Некоторые суффиксы наблюдаются всего в одном слове. По определению Е.А. Земской, «части слова, подобные суффиксам и приставкам по своей роли в составе слова, но единичные, не повторяющиеся, называются унификсами» [4, с. 152]. Например: попадь-j-я, почт-амт, стекл-ярус, патрон-таш, куст-арник, коз-ёл, пролетар-ий. При морфемном анализе таких слов невозможно соотнести слово с другими словами того же словообразовательного типа, но можно соотнести с однокоренными словами и выделить суффикс на основе данного сопоставления, например: стекл-остекл-ярус.

Выделять ли суффикс, сросшийся с корнем?

Язык постоянно развивается, одним из процессов его развития является опрощение – потеря словом членимости на морфемы. В частности, суффикс может срастись с предыдущей морфемой, обычно корнем, например: петух, жизнь, дар, пир (сравните пе-ть, жи-ть, да-ть, пи-ть). По словам Е.А. Земской, «чаще всего это связано с изменением значения слова, которое обычно приводит к забвению его состава» [4, с. 148].

Так как при морфемном анализе мы выделяем в слове те морфемы, которые существуют в нём на данном этапе развития языка, то такие «бывшие» суффиксы выделять, конечно, не надо. Н.А. Исаева пишет: «Необходимо чётко разграничивать при изучении морфемного состава слова в школе факты синхронии и диахронии и рассматривать явления словообразовательной системы только на синхронном срезе» [1, с. 124]. Но не следует забывать, что есть ещё и этимологический анализ, производя который и надо рассмотреть суффиксы, слившиеся с корнем и переставшие быть суффиксами.

Как выделять суффиксоиды?

Аффиксоиды – это корневые морфемы, выступающие в функции аффиксов. Они делятся на префиксоиды (полу-) и суффиксоиды (-вед, -вод и др.). Суффиксоиды обладают высокой степенью стандартности, подобно суффиксам, например: стекло-вар, языко-вед, цвето-вод, лесо-воз, вино-дел, земле-коп, теле-граф, паро-образ-н-ый. Выполняя роль суффиксов, суффиксоиды вместе с тем не перестали осознаваться как корневые морфемы, они находятся на пути перехода из корней в суффиксы, демонстрируя тем самым один из примеров живого развития, изменения языка. По словам Н.М. Шанского, «аффиксоиды, употребляясь как аффиксы, всё же продолжают оставаться и чётко осознаваться корневыми морфемами, или основами, сохраняющими семантические и генетические связи с соответствующими корнями» [2, с. 36]. Поэтому выделять их нужно, видимо, всё же как вторые части сложного слова, то есть членить на корни, при наличии суффиксы и окончания (паро-образ-н-ый).

Как выделять суффиксы при аппликации?

Аппликация корня и суффикса – наложение морфем, совмещение конца одной и начала другой морфемы. Например, в слове лиловатый корень лилов- и суффикс —оват-, в слове Минский – корень Минск— и суффикс —ск— и под. Думается, что наложение – это не исчезновение, и выделять необходимо обе морфемы, попутно объяснив, что наш язык очень красив, мелодичен и таким образом избавляется от неблагозвучных слов типа лилововатый, Минскский.

Как отличить суффикс от постфикса?

В словах, имеющих окончание, суффикс, как правило, стоит перед окончанием. Но суффикс может находиться и после окончания. Его называют постфиксом.

Постфиксы наблюдаются в глаголах и в отдельных разрядах местоимений: умываю-сь, формировавший-ся, съешь-ка, кому-то, какого-нибудь, пришел-таки. Они могут писаться со словом и слитно (первые два примера), и через дефис (остальные примеры).

По происхождению все постфиксы – самостоятельные слова.

Чтобы отличить постфикс от суффикса, нужно просто запомнить все постфиксы. Их немного, в примерах, приведённых выше, они все названы.

Каким знаком выделять постфиксы?

Есть несколько вариантов выделения: 1) как суффикс, 2) никак, 3) как «приставку наоборот» (в другую сторону).

Наиболее логичным, на наш взгляд, является выделение постфикса знаком суффикса, так как, согласно определению, постфикс – это суффикс, стоящий после окончания. Но на словах нужно объяснять, что это особая морфема и называть её правильно.

Входят ли постфиксы в основу слова?

У глагола постфиксы и слово- и формообразующие, у местоимений – только словообразующие. Формообразующие постфиксы не входят в основу слова, словообразующие – входят.

Глагольный постфиксся (-сь) требует особого замечания. Он может быть и слово-, и формообразующим. Формообразующим он является, если образует форму залога: лить-ся, рассердить-ся, бросить-ся. В ряде случаев аффикс —ся приобретает значение словообразующей морфемы и входит в основу, которая в данном случае становится прерывистой (её прерывает окончание и/или формообразующий суффикс): расплака-ть-ся, вчита-л-ся, разгуля-вш-ий-ся. Отличить такие глаголы несложно: они не употребляются без —ся.

Как отличить суффикс от интерфикса?

Интерфиксы – это соединительные морфемы, вставки между другими морфемами. В первую очередь, это соединительные гласные о и е, которые выделяются между частями сложных слов: земл-е-мер, пар-о-ход. Такие интерфиксы не спутаешь с суффиксами, сложности при их выделении связаны с наличием сходных явлений (метеосводка, нижеследующий) отсутствием для них специального значка.

Сложности появляются тогда, когда интерфиксы – это вставки между корнем и суффиксом. Иногда их именуют также прокладками. Рассмотрим примеры: шоссе → шоссе-й-ный, там → там-ош-ний, сегодня → сегодня-ш-ний, кино → кино-ш-ник, орел → орл-ов-ский, Сочи → соч-ин-ский. В этих словах интерфиксы очень похожи на суффиксы по положению в слове, но они не участвуют в словообразовании, не имеют никакого значения, а только вставляются между морфемами во избежание неблагозвучия (представьте приведённые выше слова без интерфиксов).

Чтобы отличить интерфикс от суффикса, нужно точно представлять себе, как шёл процесс образования слова, видеть словообразовательную модель. Например, образование притяжательных прилагательных от названия города при помощи суффикса —ск-: Ростов → ростов-ск-ий, Тула → туль-ск-ий и под. Тогда для нас станет явным и вставка интерфикса: Сочи → соч-ин-ский, и явление аппликации: Курск → курск-ий.

Кроме того, арсенал интерфиксов невелик, и их нужно просто запомнить.

Итак, мы рассмотрели сложные вопросы морфемного анализа слова, связанные с выделением суффиксов и схожих с ними морфем. Хочется отметить, что самым главным в работе и учащегося и, тем более, педагога должен стать творческий, исследовательский подход к морфемному анализу. В ситуации формального подхода, если главным станет заучивание постулатов и правил, а не исследование, пусть это только скромное исследование состава одного единственного слова, невозможно достичь высоких результатов в обучении морфемному анализу и сформировать базу для дальнейшего роста обучающегося, для развития его лингвистической компетенции.

Библиографический список

  1. Исаева Н.А. Лингвометодический комментарий к анализу структуры слова на разных ступенях обучения // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2013. № 1. С. 123-133.
  2. Шанский Н.М., Тихонов, А.Н. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 2. Словообразование. Морфология. М.: Просвещение, 1981. 271 с.
  3. Гаврилкина (Уткина) Т.Ю. Деривационный потенциал словообразовательных типов с нулевыми суффиксами (на материале имён существительных) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 80. С. 40-44.
  4. Земская Е.А. Словообразование: как делаются слова // Энциклопедия для детей. Том 10. Языкознание. Русский язык / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. М.: Аванта+, 2002. С. 135-156.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Крылова Мария Николаевна»

Правильные и неправильные глаголы

Мы используем простое прошлое для действий , которые произошли или закончились в прошлом. Время может быть указано или подразумевается.

В предыдущих диалогах в прошлом используются глаголы: пошел, приготовил и выпил. Можете ли вы определить, какие глаголы бывают правильными и неправильными?

Вы помните, что в простом настоящем времени необходимо спрягать глаголы для местоимений: он, она и оно?

Ну, глаголы в простом прошедшем времени делятся на правильных и неправильных .

Правописание правильных глаголов

Мы формируем прошедшее простое большинство правильных глаголов, добавляя -ed к основному глаголу.
мыть — мыть
поцелуй — целоваться
играть — играть

Для глаголов, оканчивающихся на -e , мы добавляем –d .
люблю — любил
нравился — нравился

Для глаголов, оканчивающихся на согласный + y , мы отбрасываем –y и добавляем –ied
.
cry — плакал
переносил — переносил

Для глаголов, оканчивающихся на ударную гласную между двумя согласными, мы удваиваем , последний согласный и прибавляем -ed .
стопор — Sto pp ed
fit — fi tt ed

Правописание неправильных глаголов

Для неправильных глаголов их написание в простом прошедшем времени совершенно иное, проверьте следующие примеры:

подумал — подумал
см — увидел
написал — написал
сказать — сказал
нарисовал — нарисовал
до — сделал

Как вы могли заметить, в этом случае у них другая концовка и нет правила, поэтому вам нужно выучить их наизусть.По этой ссылке вы можете найти больше примеров: неправильных глагола .


В следующей таблице обратите внимание на структуру правильных и неправильных глаголов в утвердительной, отрицательной и вопросительной формах:

Важно отметить, что в отрицательных и вопросительных предложениях главный глагол не меняется.Он должен быть в простой форме.

Когда мы просим конкретную информацию, мы используем wh- вопросительных слов в начале:

Какое вы надели на вечеринку? На мне было красивое красное платье и высокие каблуки.
Как вы узнали, что вы родственные души? Не знаю, но когда я встретил его, я просто почувствовал это.
Когда вы впервые поцеловались? О, когда мне было 15 лет.
Где вы праздновали Рождество в прошлом году? Я праздновала Рождество в доме мамы.
Почему вы так отреагировали? Потому что я был влюблен в нее.

Правильно-неправильный глагол: Pengertian dan Contoh

Soal Правильный глагол против неправильного глагола

Semua kata kerja bahasa Inggris mempunyai 5 macam bentuk, yaitu: основная форма, простое настоящее (глагол-1), простое прошедшее время (глагол-2), причастие настоящего времени (-ing), дан причастие прошедшего времени (глагол-3).Berdasarkan perubahan bentuknya, yaitu dari основная форма ke прошедшее время дан причастие , kata kerja bahasa Inggris dapat dibedakan menjadi обычный дан неправильный глагол .

Правильный глагол

Правильный глагол, ян dikenal juga dengan sebutan слабый глагол , adalah kata kerja yang mayoritas bentuk прошедшее время dan причастие прошедшего времени didapat dengan menambahkan суффикс didapat -d papa dengan menambahkan -ing.

Правильный глагол Contoh dan Artinya:
основная форма настоящее время (глагол-1) прошедшее время (глагол-2) дан причастие прошедшего времени (глагол-3)
прибыть (tiba) прибывает прибыло
спрос (бертаня, меминта) спрашивает спросил
заимствовать (meminjam) занимает в долг
изменение (менгуба) изменений изменено
чек (мемерикса) проверок проверено
решает (мемутускан) решает решено
наслаждайтесь (menikmati) пользуется пользовались
заполнить (mengisi) заполняет с наполнением
бывает (терджади) бывает произошло
помощь (член) помогает помогло
слушайте (менденгаркан) слушает слушали
живые (тинггал) жизней жил
любовь (менчинтай) любит любил
предпочитаю (lebih suka) предпочитает предпочтительные
получить (менерима) получает получил
разговор (berbicara) переговоров говорили
вкус (Mencicipi) вкусов попробовали
использовать (менгунакан) использует б / у
прогулочный (бержалан) прогулки ходили
работа (бекерья) работ работало

Лихат джуга:

неправильный глагол

Неправильный глагол atau сильный глагол , adalah kata kerja yang bentuk прошедшее время дан причастие didapat dengan berbagai cara.Ada kata kerja yang baik bentuk прошедшее время маупун причастие -nya sama dengan базовая форма . Ада пула янь бербеда антара основная форма , прошедшее время , дан причастие . Себагиан ян лай баньяк ян сама антара прошедшее время дан причастие -нья.

Конто неправильный глагол:

Кондиси базовая форма прошедшее время (глагол-2) причастие прошедшего времени (глагол-3)
основная форма, прошедшее время, дан причастие прошедшего времени сама лет (мембиаркан) лет лет
пут (мелетаккан) поставить поставить
читать (мембака) читать читать
основная форма, прошедшее время, дан причастие прошедшего времени berbeda перерыв (мематахкан) сломано битый
прости (memaafkan) простили прощен
го (перги) побывали пропало
прошедшее время дан причастие прошедшего времени сама имеют (мэмпуньяи) было было
отпуск (менинггалкан) слева слева
встреча (bertemu) встретились встретились
основная форма дан причастие прошедшего времени сама прийти (дата) пришел прийти
пробег (берлари) ран пробег

Лихат джуга:

contoh kalimat правильный дан неправильный глагол

правильный дан неправильный глагол

Ada sejumlah kata kerja yang dapat menjadi sebagai обычный maupun неправильный глагол dengan makna yang sama.

Правильный глагол Contoh dan Неправильный глагол:

базовая форма правильный глагол неправильный глагол
прошедшее время причастие прошедшего времени прошедшее время причастие прошедшего времени
благословит (memberkati, merestui) блаженных блаженных блест блест
узнать (mempelajari) выучил выучил выучил выучил
ввод (мемасуккан) введено введено вход вход

Намун ада пула ката керджа ян мемилики макна бербеда, tergantung berfungsi sebagai правильный атау неправильный глагол .

Правильный глагол Contoh dan Неправильный глагол:

Ката Керья базовая форма прошедшее время причастие прошедшего времени
правильный глагол повесить (menggantung (мембунух)) повешены повешены
неправильный глагол повесить (menggantung (benda)) висит висит
Упражнения:
Похожие сообщения:
Артикул:
  1. Глаголы: основные формы.https://dictionary.cambridge.org/grammar/british-grammar/about-verbs/verbs-basic-forms. Доступ 7 марта 2019 г.
  2. Грамматика: правильные и неправильные глаголы. http://www.cws.illinois.edu/workshop/writers/irregularverbs/. Доступ 4 марта 2013 г.
  3. Правильные / неправильные глаголы. http://www.stlcc.edu/Student_Resources/Academic_Resources/Writing_Resources/Grammar_Handouts/verb_list_irregular.pdf. Доступ 4 марта 2013 г.
  4. Правильный глагол. http: //grammar.about.com / od / rs / g / regverbterm.htm. Доступ 4 марта 2013 г.

Regular Polygon — определение математического слова

Regular Polygon — определение математического слова — Math Open Reference

Определение: многоугольник, у которого все стороны равны и .
равные внутренние углы

(См. Также Неправильный многоугольник)

Попробуй это
Отрегулируйте многоугольник ниже, перетащив любую оранжевую точку. Обратите внимание, что длина всех сторон остается неизменной, а длина
внутренние углы остались прежними.

Правильные многоугольники имеют тенденцию выглядеть так, будто кто-то пытался составить круг из нескольких прямых линий.Фактически, если у вас есть многоугольник с очень большим количеством сторон, на расстоянии он очень похож на круг.
Стороны и вершины равномерно распределены вокруг центральной точки, а правильные многоугольники
выпуклый
— все вершины направлены «наружу».

На рисунке выше вы можете изменить количество сторон, используя элементы управления справа от многоугольника.
Интересно отметить, что как только количество сторон становится достаточно большим (скажем, более 17), форма начинает выглядеть как круг.Фактически, когда вы продолжаете добавлять стороны, площадь многоугольника,
площадь его вписанной окружности,
и площадь его описанной окружности сходятся на одном и том же значении.

Атрибуты

Вершина Вершина (множественное число: вершины)
угол многоугольника. В любом многоугольнике количество сторон и вершин всегда равно.
Сторона Стороны — это отрезки прямых линий, составляющих многоугольник. См. Стороны правильного многоугольника
для получения дополнительной информации и формул, используемых для расчета их длины.
Апофема (внутренний радиус) Апофема правильного многоугольника — это линия, соединяющая центр и середину стороны. (или длина этой строки). это
также радиус вписанной окружности. См. Апофему правильного многоугольника
Радиус (окружной радиус) Радиус — это расстояние от центра до любой вершины. Это также радиус описанной окружности многоугольника,
круг, проходящий через каждую вершину. См. Окружность правильного многоугольника
Центральный угол Угол в центре многоугольника, образованный двумя смежными радиусными линиями.См. Центральные углы правильного многоугольника
Площадь См. Площадь правильного многоугольника
Периметр По определению, все стороны имеют одинаковую длину, поэтому периметр — это просто длина стороны, умноженная на количество сторон.

Все вершины лежат на окружности

В правильном многоугольнике все его вершины лежат на окружности. Фактически, это может быть одно из определений правильного многоугольника:
«Все стороны одинаковой длины, а все вершины лежат на окружности».Этот круг также называют описанным кругом. Увидеть
Окружность правильного многоугольника

Недостаточно быть равносторонним

Чтобы многоугольник был «правильным», он должен иметь одинаковую длину со всех сторон и , все внутренние углы должны быть одинаковыми.
Рисунок выше на самом деле является примером
равносторонний многоугольник, поскольку у него все стороны одинаковой длины,
но это , а не — правильный многоугольник, потому что его внутренние углы не все одинаковы.

Кроме того, это нарушает то свойство, что в правильном многоугольнике все вершины лежат на окружности.См. Неправильный многоугольник.

Другие темы о многоугольниках

Общие

Типы многоугольника

Площадь различных типов полигонов

Периметр различных типов многоугольников

Углы, связанные с многоугольниками

Именованные многоугольники

(C) Открытый справочник по математике, 2011 г.

Все права защищены.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *