Тактильный метод: Тактильная медицина: 3 способа и 5 мест | ForbesLife
Тактильная медицина: 3 способа и 5 мест | ForbesLife
Современная психотерапия давно выбросила на свалку истории и кушетку Фрейда, и сам его метод. Практически никто больше не предлагает клиентам годами препарировать прошлое. Доктора теперь не сидят у вас за спиной, изображая ваше «второе и мудрое «Я» и глубокомысленно похмыкивая. И вопрос, любили ли вы своего папочку, как Электра Эдипа, тоже как-то постепенно снялся с повестки дня. Сегодня практически все психотерапевты работают над тем, чтобы помочь вам в решении конкретной проблемы, и все в той или иной мере используют Body-Oriented psychotherapy. Многие из них в процессе лечения взывают не только (а иногда даже не столько) к разуму клиента, сколько к его тактильным ощущениям. Им позволяется то, что не позволяется обычно чужим людям: обнимать, гладить по руке, плечам и голове. И это ничуть не похоже ни на светские чмок-чмоки щеками на вечеринках, ни на эротические игры, ни на родительскую ласку. Это нечто новое, другое и, как выясняется, иногда совершенно необходимое.
Наиболее продвинутым по части «лечения руками» считается метод американки Марион Розен, в прошлом — успешного физиотерапевта, в настоящем — всемирно известного психотерапевта. Он так и называется — «Розен-метод». А сеанс представляет собой смесь массажа и беседы. Но у массажа «по-розеновски» нет никакой особенной техники, а у беседы «по-розеновски» нет строго лимитированных правил, кроме одного: она ведется очень мягким, очень ласковым и нежным голосом. «Такое ощущение, что ты обласкана вся — и физически, и психологически, — говорит одна из клиенток центра Института Розен в Москве. — Доверие к терапевту возникает мгновенно». Добавим: а если не возникает мгновенно — значит, это просто не ваш терапевт и/или не ваш метод. В идеале курс Розен-терапии длится 10–12 сеансов, за это время вы должны избавиться от стресса, научиться по-новому относиться к своим старым проблемам и понять, как их можно избежать в будущем. Но те, кто прошел этот курс, как правило, замечают, что уже после первых двух-трех сеансов у них изменилась походка, движения стали более плавными и исчезли головные боли. В этом нет ничего странного: терапевты, практикующие Розен-терапию, уверены, что телесные и психологические зажимы взаимосвязаны. Снимешь первые — уйдут и вторые.
Где практикуют Розен-метод в Москве: Институт Танатотерапии. Тел. 495 789 78 91
Телесно-ориентированная психотерапия. Флоатинг и эмбриотерапия
В отличие от Розен-терапии флоатинг не предусматривает непосредственного контакта терапевта с клиентом. И тем не менее является разновидностью ТОП, потому что это тоже своеобразная работа с психикой с помощью необыкновенных телесных ощущений. Впрочем, флоат-камеры используются не только в институтах психотерапии, но и в спа-салонах большинства европейских мегаполисов. Британская ассоциация SPA настоятельно рекомендует флоатинг беременным женщинам — чтобы отдохнуть от веса собственного тела, болей в пояснице и мышечного напряжения. Во время флоатинга происходит мощный выброс эндорфинов и полностью уничтожается кортизол (гормон стресса). А изобретены флоат-камеры были в США по заказу американских спецслужб, которым захотелось выяснить, как функционирует человеческий мозг и чувствует себя человеческая психика в условиях полной изоляции. Собственно, флоат-камера — это и есть такой «изолятор». Снаружи она больше всего похожа на обычную спа-капсулу (ну, может, несколько пошире). Внутри же — жидкость с очень концентрированным соляным раствором и полная, абсолютная, всепоглощающая темнота. Клиент погружается в камеру обнаженным, мгновенно освобождается от веса собственного тела, а спустя несколько минут — и от веса собственных проблем. Многие, побывавшие во флоат-камерах, говорят, что это похоже на пребывание в утробе матери. Но точнее будет сказать, что им кажется, будто в утробе матери они чувствовали себя именно так. И клиенты, и терапевты, практикующие флоатинг, уверяют в один голос: нигде больше — ни во сне, ни в бассейне, ни в Мертвом море — вам не достичь такого полного релакса. Сеанс длится 60 минут, но вылезать из камеры, как правило, не хочется никому. «Я бы с удовольствием пробыла бы там часов десять, — говорит одна из клиенток центра «Прана», что на Зоологической улице, — выходишь оттуда как будто заново рожденной!»
На основе флоатинга российский психотерапевт Наиль Гареев разработал свой собственный терапевтический метод — эмбриотерапию. Пока клиент, расслабленный и во всех смыслах голенький, пребывает в камере, Гареев беседует с ним на актуальные темы: отчего, к примеру, клиента никто не любит, отчего у клиента нет карьерного роста и отчего клиент столь остро ощущает бессмысленность бытия. Гареев уверен, что клиент, не обремененный своим телом, способен с помощью наводящих вопросов достичь если не озарения, то удивительной ясности в понимании собственных проблем. И судя по всему, его метод будет набирать все большую и большую популярность.
Cпа-флоатинг: Телос Бьюти, тел. 495 544 40 40, 609 68 88; Центр йоги «Прана», тел. 495 783 69 96; Флоат-центр Наиля Гареева «Эмбрио» и оздоровительный центр «Манас», тел. 495 771 25 06, 499 238 40 64, 238 88 14, 230 33 39
Рейки
Этот метод окутан таким мистическим туманом, что многие всерьез уверены, что он — ровесник Кама-Сутры. Между тем рейки создал японский доктор Усуи в начале XX века. Понятно, что доктор опирался на древние знания, но подошел к ним творчески: переработал, улучшил, дополнил и придумал в итоге вполне оригинальную технику заполнения брешей в ауре. Бреши пробивает дурная энергия (дурные мысли и поступки). Залатать их, соответственно, можно энергией хорошей. Во всю эту энергетическую теорию можно верить, а можно и не верить, но то, что после сеанса рейки вы выглядите и чувствуете себя на 20 лет моложе и здоровее, — это уже доказанный факт. Хорошие мастера рейки снимают боль руками, но отрицают, что это какие-то паранормальные способности. «Вы обращали внимание, что кошки, например, безошибочно определяют, болит ли у хозяина печень или почки, ложатся на больное место — и боль уходит? — говорят специалисты рейки. — Точно так же действует и этот метод. Но в отличие от кошки мы вынуждены подводить под эту технику теоретическую базу».
Избавиться от камней в желчном пузыре или свести на нет приступ аппендицита с помощью рейки невозможно, и те, кто утверждает обратное, или лукавят, или заблуждаются. Рейки не является альтернативой хирургическому вмешательству, как максимум этот метод может конкурировать с таблеткой но-шпы или анальгина. Но мышечное напряжение, головную и зубную боль профессионалы на самом деле снимают. Причем если вы просто выпьете таблетку, голова у вас скорее всего пройдет, а скверное настроение никуда не денется. Рейки — другое дело.
Профессионалы утверждают, что рейки может обучиться каждый и потом действовать по принципу «исцели себя сам». Однако подарить самому себе тактильное удовольствие — занятие очень непростое, если, конечно, вы не приближаетесь к состоянию Будды. А настоящие мастера рейки дарят именно то самое тактильное счастье, всего лишь попеременно накладывая руки вам то на плечи, то на голову, то на спину. Правда, этих настоящих мастеров, как обычно, гораздо меньше, чем мастеров вообще и энтузиастов, дающих объявления вроде: «Практикую рейки, снимаю порчу, отвожу дурной глаз». Поэтому рекомендовать со всей ответственностью можно, пожалуй, только Мартину Загер, два-три раза в год навещающую Москву и работающую в спа «Палестра».
Автор — шеф-редактор портала www.jv.ru
характеристика, развитие, возможные нарушения и их коррекция
Каждый человек уникален. У всех разный характер, темперамент и даже тип восприятия. Один может быть кинестетиком, другой — аудиалом, третий — визуалом. Тем не менее без адекватной ориентации в окружающей действительности сложно представить жизнедеятельность любого человека. Возможность такой ориентации предоставляет тактильное восприятие, о котором и пойдет речь в сегодняшней статье.
Способы восприятия информации
Восприятие является психическим процессом, который отражает происходящее в реальности. Данный процесс помогает человеку ориентироваться в пространстве, принимать решения относительно своих последующих действий и не повторять ошибок.
Предлагаем вам ознакомиться с видами и основными свойствами восприятия:
- Слуховое. Этот вид подразумевает под собой способность определять разные явление окружающего мира с помощью звуков.
- Осязательное восприятие включает в себя тактильный, кожный контакт и систему прикосновений. В данном случае главным органом являются руки человека – именно благодаря им он получает необходимую информацию. С помощью тактильного восприятия человек общается с людьми и с окружающим миром посредством прикосновений.
- Зрительное. Заключается в объединении процессов создания и построения зрительных образов окружающего мира людей.
- Вкусовое. При употреблении пищи в наш мозг от рецепторов поступает сигнал, с помощью которого мы можем отличить кислый продукт от сладкого, горький от соленого.
- Обонятельное. Заключается в познании мира с помощью различных запахов.
Что такое тактильное восприятие?
Осязание является одним из видов восприятия предметов и явлений, которое строится на мультимодальной и тактильной информации.
Таким образом, тактильное восприятие — это ощущения посредством прикосновения, давления, температуры или боли, благодаря чему человек воспринимает окружающую действительность. С помощью данного восприятия у человека складываются первые впечатления о предмете или явлении. При соприкосновении наружными покровами тела с чем-либо у нас появляется возможность познать форму, упругость, величину, шероховатость или плотность, холод или тепло, которые характерны предмету.
Таким образом, тактильное восприятие — информация, получаемая через рецепторы кожи. Мы чувствуем, когда прикасаемся к одушевленному или неодушевленному предмету, а также замечаем, когда прикасаются к нам. Однако чувствительность не ограничивается только этими ощущениями. При касании какого-либо предмета человеку свойственно ощущать не только основные признаки, но и его свойства, такие как гладкость, твердость, влажность, тягучесть, а также чувствовать зуд, щекотку и вибрацию.
Благодаря тактильному способу восприятия информации наша кожа способна реагировать на физические свойства окружающих нас объектов, и поэтому именно через нее нам поступает определенная информация.
Основные нарушение восприятия
Для выявления нарушений восприятия необходимо четко знать проявления заболеваний. Помочь в этом сможет отдельная отрасль клинической медицины — психиатрия. При помощи клинических анализов, сбора анамнеза, лабораторных исследований специалист данной области сможет поставить адекватный диагноз.
В психиатрии выделяют несколько основных категорий нарушения тактильного восприятия:
- иллюзии;
- аутотопогнозия;
- тактильная агнозия;
- галлюцинации.
Вышеперечисленные заболевания могут вызвать нарушение различных органов чувств. В рамках данной статьи рассмотрим подобные расстройства, связанные непосредственно с тактильными ощущениями и тактильным восприятием.
Мир иллюзий
Тактильные иллюзии связаны с осязательными ощущениями. Восприятие несовершенно, и порой человек может услышать звук, увидеть образ или почувствовать на себе необъяснимое прикосновение. В психологии считается вполне нормальным явлением, когда на фоне искаженного восприятия мозг человека выстраивает образы, которые не соответствуют реальности. Порой людям свойственно не заметить очевидных вещей или, напротив, создать видимость того, чего нет на самом деле. Поэтому иногда можно увидеть искажение объекта в воздухе, мираж и многое другое.
При данном нарушении больному кажется, что он имеет тактильный контакт с нереальными предметами и выдуманными объектами. Кроме этого, у человека может присутствовать ощущение инородного предмета внутри себя.
Избавляемся от иллюзий
Первым шагом на пути к излечению станет выявление основного заболевания, так как иллюзии могут быть побочным признаком более тяжелой болезни. Для этого в первую очередь необходимо обратиться к терапевту. С помощью медицинских анализов и обследования врач сможет поставить диагноз и, при необходимости, перенаправить к профильному специалисту. Например, если причиной иллюзий стали симптомы сифилиса, то больного направят к венерологу. В данном случае стоит обратить внимание на основную болезнь и начать лечение именно с нее. После того как она отступит, пройдут и тактильные иллюзии.
Но бывает, что данное расстройство имеет и психический характер. В этом случае стоит обратиться к психотерапевту или психиатру. Они помогут поставить или опровергнуть диагноз «шизофрения», «биполярное расстройство». В случае выявления специалистом определенного диагноза, с помощью медикаментозного лечения и определенной терапии он сможет помочь. В этой сфере подход к каждому пациенту сугубо индивидуален, поэтому заниматься самолечением категорически запрещено. Лекарства и рецепты, вычитанные на различных форумах в интернете или предложенные знакомыми, могут только усугубить положение.
В случае возникновения иллюзий у детей перед сном или после него стоит показаться к специалисту и при необходимости пройти лечение. Психиатр или психотерапевт, поработав с ребенком и его родителями, сможет выявить первопричину данного нарушения, после чего последуют несколько сеансов психотерапии, которые в последующем должны помочь малышу справиться с ложным восприятием реального мира.
Галлюцинация
Данное расстройство может вызвать нарушение зрительного, слухового и тактильного восприятия. Что касается тактильных галлюцинаций (их также называют осязательными), то они могут проявляться в виде сдавливания, ощущения прикосновений и уколов. Иногда это может выражаться в неприятных ощущениях под кожей, как будто в мышечной ткани роют ходы насекомые или другие крошечные существа.
Галлюцинации могут затрагивать как тело человека, так и внешний мир, который его окружает. Если видения происходят довольно часто и сопровождаются бредом, то в этом случае речь идет о галлюцинозе. Этому расстройству свойственно переходить в хроническое состояние, при котором больной может сохранять работоспособность, критическое отношение к своим ощущениям и упорядоченность поведения.
Галлюцинации, которые сопровождают наркотическое и алкогольное опьянение, лечатся специалистами в психиатрических клиниках или наркодиспансерах. Но данное лечение проводится только при отсутствии зависимости от алкоголя и наркотических средств. Именно в этом случае специалисты смогут помочь избавиться от страшных ощущений и видений.
Причины возникновения галлюцинаций
Учеными до сих пор не выявлены конкретные факторы, которые могут повлиять на возникновение галлюцинаций. Причины пока остаются полностью неизученными, но все же имеются предположения:
- алкогольное и наркотическое опьянения могут нанести весомый ущерб не только физическому, но и психическому здоровью;
- нарушение работы головного мозга;
- тактильные галлюцинации могут быть вызваны шизофренией или энцефалитом;
- побочное действие медикаментозного лечения;
- нарушение органов чувств;
- специалисты выявили еще один фактор, имеющий название «массовый психоз» — происходит это в том случае, когда абсолютно здоровый человек поддается массовому внушению.
Тактильная агнозия
Данное нарушение связано с поражением теменных отделов полушария мозга человека, что затормаживает тактильное восприятие информации. Тактильная агнозия включает в себя невозможность идентификации различных предметов в целом при сохранении восприятия его отдельных признаков. Например, при ощупывании любого предмета, вкладываемого в левую или правую руку больного, можно заметь явные затруднения.
При тактильной агнозии бывает затруднительно при ощупывании предмета определить его вес, величину, форму и материал, из которой он изготовлен. На сегодняшний день распространенным вариантом тактильной агнозии является дермоалексия. Она связана с поражением левой теменной области, для которой характерна невозможность восприятия различных символов (это могут быть буквы, цифры или знаки), которые “вычерчиваются” специалистом на руке больного.
Сущность тактильной агнозии заключается в нарушении распознавания различных объектов и прикосновений к ним. Существует несколько разновидностей этого расстройства:
- пальцевая – при данном нарушении больной не ощущает свои пальцы;
- соматоагнозия – нарушение распознавания частей тела и их расположения;
- предметная – при этой разновидности тактильной агнозии человеку не удается на ощупь определять свойства предмета, такие как его форма, размеры, материал, несмотря на то, что зрительно больной может описать данный объект.
Аутотопагнозия
Следующее нарушение связано с неспособностью воспринимать местоположение различных частей тела, их расположения и взаимосвязи. Проще говоря, человеку с данным расстройством сложно понять, где находятся его уши или глаза и другие части тела.
Как правило, данное расстройство распространяется на туловище, лицо и верхние конечности. Существует два вида аутотопагнозии:
- Больному свойственно игнорировать одну половину тела – во время движения человек просто не замечает и не пользуется той половиной тела. Также бывают случаи, когда у человека имеется ощущения, что она часть туловища просто отсутствует.
- Второй вид заключается в неправильной оценке расположения различных частей тела. Например, когда больного просят показать, где находится его нос, он может указать совершенно на другую часть тела или упомянуть о его отсутствии. Люди с данным расстройством не могут найти свои части тела или считают, что они вовсе отсутствуют.
Диагностика
При развитии вышеперечисленных отклонений необходимо обратить к врачу, который в свою очередь постарается выявить полную картину заболевания и изучить анамнез. Допустим, если пациент совсем недавно перенес опухоль мозга, инсульт или другие различные травмы — это может стать существенным основанием для формирования данных расстройств. Поэтому лечащий врач должен учитывать все нюансы в процессе диагностики нарушений, после чего направить к специалистам узкого профиля для проверки состояния зрения, слуха. Также в процессе проверки нарушения тактильно-двигательного восприятия выполняются различные лабораторные тесты.
Профилактика
Вышеперечисленные нарушения осязательного восприятия не имеют определенных способов профилактики, но оградить себя от этого можно с помощью правильного образа жизни.
Во избежание таких нарушений, которые негативно влияют на тактильно-двигательное восприятие, специалисты советуют следующее:
- в первую очередь откажитесь от вредных и пагубных привычек;
- соблюдайте режим дня;
- найдите хобби и занимайтесь как можно чаще любимыми делами;
- высыпайтесь;
- больше общайтесь с близкими и друзьями;
- мечтайте и стройте планы.
Такие простые, на первый взгляд, советы помогут жить полной жизнью, где не останется места для мира иллюзий.
Лечение
После того как определена причина нарушения тактильного восприятия и направлены все усилия на лечение и устранение основной патологии, параллельно следует проводить психотерапевтические терапии, консультации у логопеда и нейропсихолога. Лечение может растянуться на долгие годы или же дать хороший результат уже в первые две недели, это сугубо индивидуальный аспект. Как правило, лечение данных нарушений начинается после того, как были приняты адекватные меры по устранению основного заболевания пациента. Бывают случаи, когда после полного излечения от основной болезни нарушенные функции восстанавливались без применения дополнительных мер коррекции.
Прогноз
При выявлении вышеперечисленных нарушений необходима коррекция тактильного восприятия. Пренебрегать лечением в данном случае не является целесообразным. Различного рода галлюцинации, агнозия, аутотопагнозия являются прогрессирующими заболеваниями, которые будут лишь ухудшать состояние человека. В этом случае прогноз будет неутешительным, поскольку больной не в силах отличить реальное от мнимого.
При отсутствии соответствующего лечения данные расстройства будут только прогрессировать, а сам человек станет еще более далеким от действительности, погружаясь в собственный мир. В подобных ситуациях не стоит заниматься самолечением и искать самостоятельно ответы на свои вопросы.
Как развивать тактильное восприятие у детей
Окружающий мир и самого себя мы познаем с помощью различных видов восприятия, таких как обоняние, осязание, вкус, слух и зрение. Не нужно быть психологом или физиологом, чтобы не заметить, какое огромное влияние на ребенка оказывает тактильное восприятие предметов. Прикосновение к матери, изучение игрушек и любых других деталей с помощью ручек, губ и даже ножек. Именно с помощью пальцев и ладошек маленький ребенок познает большой мир, что положительно влияет и на мыслительную деятельность. И чтобы помочь малышу в изучении окружающей среды, стоит поспособствовать в развитии тактильного восприятия.
Способность распознания предметов важна не только для детей, но и для взрослых. Особенно это важно, когда имеется нарушение зрения и у человека не остается вариантов, как учиться изучать мир с помощью органов осязания.
Предлагаем рассмотреть упражнения, которые способствуют развитию тактильного восприятия:
- Соберите как можно больше различных предметов, разных на ощупь: наждачную бумагу, бархат, мех, ленточки, ластики, бумагу, осколки камней, ракушки, кусочки металла и т. п. Касаясь этих предметов, обсудите вместе с ребенком, каков каждый из них на ощупь и что из нашей жизни он нам напоминает.
- Поместите разные вещи в сумку или в мешочек и попросите ребенка вытащить из него что-нибудь пушистое, гладкое или шершавое. Или же, вместо качеств данной вещицы, можно угадывать название самого предмета. Например, положите в мешочек ключи, игрушечную машинку, блокнотик, грецкий орех или карандаш. После чего предложите малышу достать определенный предмет.
- Разложите на полу различные предметы и попробуйте вместе с ребенком оголенными ступнями дотронуться до них. Это может быть все что угодно: мех, газета, коврик, картон, бархат, наждачная бумага, фасоль, рис, гречневая крупа, хлопчатобумажная ткань и многое другое. Если это возможно, выйдите на улицу и походите босиком. Ощутите соприкосновения ступней с песком, листьями, травой, деревом, кирпичами, асфальтом, гравием и землей. Сравните и обсудите полученные ощущения.
- Следующее упражнение проводится в присутствии двух детей. Суть заключается в следующем: предложите детям поговорить друг с другом без слов, используя при этом только прикосновения и жесты.
Мешочки с зерном
Такое упражнение подходит для детей старше 6 месяцев. Предварительно сшейте мешочки небольшого размера из льна, наполовину заполните их различным зерном и зашейте со всех сторон. Обычно делают четыре пары идентичных мешочков: по два с гречкой, рисом, пшеницей или фасолью и т. д. Можно сшить мешочки разных цветов. Задача ребенка заключается в том, чтобы суметь на ощупь подобрать мешочки с одним и тем же зерном.
Тактильная дорожка
Это задание предназначено для детей старше одного года. Смысл упражнения заключается в следующем:
- На полу необходимо расположить любой предмет. Это могут быть камушки или галька, солома, комочки бумаги, чистый песок, кусочки ткани, деревянные дощечки.
- После того как дети помыли и вытерли насухо ножки, им предлагают пройти по шершавой дорожке. Главное — это нужно делать не торопясь и стараться не сойти в сторону.
Данное упражнение не только станет приятным развлечением для малышей, но и тренировкой координации движения, концентрации внимания. Конечно же, эту дорожку можно соорудить во дворе и на улице. Собственно, даже делать-то ее специально не обязательно. Вместо этого просто разрешите ребенку как можно чаще бегать босиком по песку, травке, камешкам, влажной глине. Согласно исследованиям, центры тактильного восприятия в головном мозге находятся недалеко от центров речевого развития. В связи с этим тренировка ступней ног способствует скорейшему развитию речи ничуть не хуже, чем тренировка пальцев рук. То есть тактильное восприятие способствует развитию речи.
Стоит отметить, что осязание является первым чувством, которое начинает развиваться в эмбрионе. Развитие восприятия чувств у человека и соотношение их к развитию других чувств, таких как слух или зрение, стало предметом большого количества исследований. По мнению ученых, у новорожденных наблюдались большие проблемы с выживанием в том случае, если у них отсутствовало развитие чувство осязания, даже при наличии возможности видеть и слышать.
Не стоит недооценивать тактильное восприятие, ведь прикосновения играют огромную роль в жизни не только деток, но и взрослых. Они могут вызвать в организме выработку гормонов счастья и способствовать хорошему самочувствию.Тактильное восприятие одновременно воздействуют на сознание и физическую составляющую.
Тактильный контакт: понятие и разновидности прикосновений
Тактильный контакт присутствует во всех культурах. Это способ выражения чувств, отношения к собеседнику. Язык жестов рассказывает больше, нежели слова. Через прикосновения люди демонстрируют любовь, дружбу, симпатию либо презрение и ненависть. Тактильная коммуникация присутствует во всех сферах человеческих отношений, является неотъемлемой частью межличностного общения.
Содержание статьи:
Определение понятия
Передача информации происходит с использованием осязания. Это специфический способ общения при помощи прямого физического контакта с другим человеком. Тактильные данные поступают в головной мозг от сенсорных рецепторов, находящихся в мышцах и суставах. Таким способом человек получает информацию о положении тела в пространстве, внешнем мире.
Тактильное общение является одним из способов коммуникации. Это визуальный либо невербальный контакт. С помощью тактильной коммуникации человек привлекает внимание, налаживает связь, выражает отношение к партнеру, демонстрирует отрицательные эмоции. Тактильная коммуникация и нормы, которые с нею связаны, зависят от культуры местности.
По своему значению осязание бывает обрядным, игривым, сексуальным, дружеским, а также намеренным, случайным. Тактильное общение дополняет визуальную и вербальную коммуникацию.
Необходимость прикосновений для человека
В психологии различают 18 значений физических контактов. Условно их разделили на 7 групп:
- Позитивное эмоциональное воздействие.
- Контроль.
- Игра.
- Смешанные прикосновения.
- Ритуальные.
- Целенаправленные.
- Случайные.
Положительными эмоциями обмениваются люди, находящиеся в хороших отношениях:
- Поддерживающие прикосновения показывают заботу, утешение, защиту. Контакт считается уместным, когда собеседник пребывает в состоянии отчаяния, подавленности, тревоги.
- С помощью прикосновения одобрения люди выражают признательность, благодарность, а также дают согласие на определенные действия.
- Присоединение предполагает психологическую близость. Указывает на совместное взаимодействие, то есть люди занимаются одним делом, в процессе выполнения своих функций происходит физическое воздействие.
- Сексуальные прикосновения означают взаимную симпатию, половое влечение, привлекательность.
- Привязанность показывает положительное отношение человека к партнеру.
Прикосновения игры бывают воздействующими и агрессивными. Суть контакта в том, что информацию нельзя воспринимать серьезно. Кроме того, с помощью игры происходит воздействие на человека для получения определенного эффекта. Контроль нужен для направления внимания партнера в нужное русло, вызова реакции. К ритуальным прикосновениям причисляют приветствие, прощание. Сюда относят рукопожатие, похлопывание по плечу. Случайный тактильный контакт не несет никакого смысла, осуществляется ненамеренно.
Общение между людьми происходит с помощью слов, жестов, прикосновений. При использовании всех инструментов коммуникации наблюдается полноценная передача информации.
Выражение чувств
Невербальное общение является средством выражения собственных чувств к другому человеку, поступку, ситуации. С помощью прикосновений демонстрируют дружеское либо любовное отношение, привлекают внимание, восстанавливают душевное равновесие, завоевывают лидерство.
Безопасность
Сюда относят объятия, с помощью которых один человек выражает свою готовность помочь, поддержать, а другой чувствует это отношение. Потребность в объятиях возникает с самого рождения. Для младенца изначально важно ощущать маму рядом, чувствовать ее прикосновения. Со временем ребенок запоминает голос мамы, а затем улавливает смысл слов.
Любовь
Любовь — невербальный способ общения, оказывающий наибольший эффект на межличностные отношения. Ее демонстрируют родители, дети, братья, сестры, родные и близкие люди. Проявляется это благородное чувство объятиями, пожатиями рук, поцелуями. Увеличение количества прикосновений между мужчиной и женщиной свидетельствует о переходе отношений в личные, а потом в интимные.
Доверие
Физический контакт, выражающий доверие, не возникает между малознакомыми людьми. Проявляется с помощью объятий. Когда присутствует доверие, человек разрешает к себе прикасаться, обнимать, целовать.
Дружба
Мужчины не приветствуют чрезмерное проявление тактильности, но в некоторых ситуациях позволяют объятия. Друзья обнимаются, когда долго не виделись, хотят выразить свою признательность, совместно переживают радостное либо печальное событие. Кроме этого, друзья позволяют себе объятия в состоянии опьянения, даже если дружба не такая уж и близкая.
Женщины спокойно относятся к тактильному общению, если оно не носит эротического характера. Подруги часто обнимаются, целуются в щечку и губы, спят на одном диване, подолгу держатся за руки.
Когда дружат представители разных полов, проявление чувств должно быть в рамках приличия. Частые прикосновения носят интимный подтекст. В губы друзья точно не целуются. Допускаются объятия, поцелуи в щечку.
Сексуальная подоплека
Невербальное общение направлено на привлечение внимания партнера. В процессе ухаживаний с помощью тактильного контакта партнеры демонстрируют свое желание стать ближе. Основные средства, которые при этом используются, — ласки, поцелуи, массаж. Когда пара знакомится, начинается все с внимания, общения. Затем следует фаза прикосновений и занятий любовью. Тактильное общение присутствует на последних этапах.
Прикосновения изначально случайные. Заинтересованный в близости партнер прикасается к нейтральным частям тела. Реципиент, которому интересно такое развитие событий, разрешает это делать. Затем появляются целенаправленные движения, которые завершаются сексом. С помощью прикосновений происходит проверка реакции партнера.
Защита
Проявление этого чувства выражается в объятиях, поглаживаниях. В ситуации, когда требуется молниеносная реакция, беззащитного партнера отталкивают в сторону, чтобы встать впереди. Такое поведение свойственно мужчинам, защищающим женщин, а также мамам.
Контакт между партнерами
Невербальное общение — мощный инструмент, с помощью которого без слов понимают истинные намерения, отношения. Осторожность нужно соблюдать руководителям, поскольку подчиненные могут неправильно истолковать их жесты. К примеру, руку руководителя на своем плече один расценит как поддержку, заботу, а другой посчитает сексуальным домогательством. В деловых взаимоотношениях количество тактильных контактов ограничено. Партнеры держат дистанцию. Допускается пожатие рук, похлопывание по плечу во время дружеского приветствия.
Общение матери и ребенка
Для младенца любовь матери проявляется в ее частых прикосновениях. Он еще не понимает слов, не особо слушает голос. Ему нужно ощущать тепло рук. Мамы обнимают малыша, целуют, поглаживают, носят на руках. С возрастом количество прикосновений уменьшается. На первое место становится вербальное общение с помощью слов. Однако ребенку вне зависимости от возраста требуется проявление любви мамы. При отсутствии объятий и поцелуев появляется ощущение одиночества.
Эффективность прикосновений
Чтобы добиться своего, нужно соблюдать несколько правил:
- Соответствующий внешний вид. Человек не должен испытывать брезгливости либо чувства страха. Внешний вид оппонента должен вызывать положительные впечатления либо нейтральные.
- Характер прикосновений. Сильное и продолжительное прикосновение воспринимается как давление, вызывает дискомфорт и неловкость. Касания должны быть легкими, непродолжительными.
- Скорость. В Японии гейш учили касаться воды. Таким способом девушки понимали, насколько легким должно быть прикосновение. Резкие и быстрые движения вызывают негативную реакцию, а поверхностные позволяют воздействовать на партнера с минимальными физическими усилиями.
- Место. К незнакомому или малознакомому человеку в случае необходимости разрешается прикасаться к рукам в зоне кисти, предплечья. Друзья могут позволить себе обниматься, целоваться, но касание к интимным местам допускается только при сексуальном контакте.
- Обстоятельства. Чем спокойнее обстановка, тем сильнее эффект от движений. В суете либо агрессивной среде прикосновения игнорируются.
Физический контакт помогает расслабиться, успокоиться, избавиться от стресса, а также позволяет манипулировать другими людьми.
Язык тела: смыслы прикосновений
Тактильная коммуникация иногда дает больше информации, нежели вербальное общение. Зная язык тела, можно разобраться в человеке, понять его истинные намерения:
- Рукопожатие. Формальное приветствие. Означает хорошее расположение партнера. Сигнал предрасположенности становится сильнее, когда оппонент кладет левую руку на плечо либо поверх правой руки партнера.
- Объятие за талию. Воспринимается как гетеросексуальный жест, поскольку рука мужчины находится вблизи гениталий женщины. Означает интимную связь либо намек на секс. Часто используется при ухаживании.
- Поцелуй в губы. Демонстрация теплых чувств между влюбленными. Иногда такой поцелуй могут позволить себе подружки либо ребенок, прикасаясь губами к маме.
- Рука на голове. Самая уязвимая часть тела — голова. Даже самое легкое прикосновение демонстрирует доверие, тесную духовную и эмоциональную связь.
- Голова к голове. Позволяют себе мужчины, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения. Жест указывает на близкие отношения, поддержку. Но больше свойственно такое прикосновение влюбленным. Оно означает желание мужчины и женщины находиться рядом, причем вдали от всех.
- Ласка. Является частью сексуальной прелюдии. Жест, продемонстрированный на публике, указывает на интимную связь между партнерами.
- Держание на руках. Означает поддержку. На руках может сидеть ребенок у родителей, близких людей, девушка у своего любимого парня.
- Игра «Притворная атака». Пинки, легкие удары, толчки в игровой форме указывают на дружеские отношения между мужчинами. Таким способом они дурачатся, показывают окружающим свои теплые отношения.
- Сопровождающий контакт. Партнер обнимает другого за плечи и ведет в нужном ему направлении. Это покровительственный либо контролирующий жест.
- Похлопывание по спине. Похвала, одобрение, поддержка, дружба.
- Держание под руку. Символизирует защиту и обладание. Используется на публике. Демонстрирует близкую связь женщины с мужчиной.
- Объятие. Показывает теплое отношение. Боковое объятие — поддержка. Используется детьми, родителями, друзьями, влюбленными при встрече, расставании и просто без повода.
- Рука на плече. Мужской жест, демонстрирующий дружбу, приятельское отношение.
- Держаться за руки. Использует мать, чтобы удержать ребенка. Взрослые с помощью этого жеста показывают окружающим любовную связь.
Невербальное общение многообразное и весьма информативное. Например, женщина, поправляющая воротник рубашки мужчины, предупреждает всех: «Он мой». Аналогично воспринимается жест, когда мужчина при всех кладет руку на талию женщине.
развитие у детей с помощью упражнений
Тактильное восприятие первым открывает детям дверь в познание окружающего мира. Малышам столько всего предстоит узнать и усвоить. А начальный объем знаний они в буквальном смысле получают на ощупь. Дошкольникам в освоении действительности помогают все каналы восприятия: тактильный, зрительный, слуховой, вкусовой, обонятельный. Работают они в тесной связке, «считывая» актуальную информацию присущим им способом. Выясним, как задействуется тактильное восприятие у детей.
Тактильное восприятие как познавательный процесс
Тактильное восприятие – это познание (обследование, распознавание) объектов при непосредственном касании. Этот вид восприятия еще называют осязательным. Его суть заключается в отражении характеристик, особенностей поверхности и структуры того, к чему прикасаются.
Механизм тактильного восприятия основан на действии кожных рецепторов. Рецепторы являются сложным устройством, воспринимающим сенсорные сигналы и считывающим информацию. Эти устройства расположены по поверхности всего тела, обеспечивая кожную чувствительность.
Самые восприимчивые к разнообразной информации рецепторы сконцентрированы на пальцах рук. Ощупывая предметы, человек может получить так много информации, как будто он смотрит на них. Поэтому осязание считают, в первую очередь, познавательной функцией руки человека.
Процесс восприятия предоставляет ребенку возможность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения. Чувственное отражение и тактильные ощущения дают такой же богатый материал для мыслительной переработки, как и зрительные.
Развитие тактильного восприятия у детей
Восприятие дошкольника – познавательный процесс, который открывает двери к пониманию того, как устроен мир, какими особенностями обладают предметы и явления, как они взаимосвязаны между собой.
В первые годы жизни ребенка основной является предметная деятельность. Дети прикасаются к разным предметам и ощущают их особенности, обращают внимание на различия. Твердая поверхность стола совсем не такая, как махровое полотенце, а пластиковый кубик отличается от мягкой игрушки. Благодаря тактильным ощущениям малыш воспринимает такие признаки как твердость-мягкость, тепло-холод, колючесть-пушистость и пр.
Вся сенсорная информация постепенно накапливается детским мозгом. Дошкольник все больше и тоньше различает тактильные сигналы. После трех лет он уже прекрасно осознает, что пружинистость надувного шара сильно отличается от подобной характеристики резинового мячика, а вязкость манной каши вовсе не похожа на такое же свойство пластилина.
Тактильное восприятие предметов позволят ребенку непроизвольно накопить базу характеристик объектов, что в дальнейшем используется им для понимания свойств и особенностей всего окружающего.
Если в раннем детстве восприятие характеризуется непроизвольностью и хаотичностью, то в дошкольном возрасте оно становится осмысленным интеллектуальным процессом.
Эти качественные характеристики можно проследить даже на таком элементарном примере, как прикосновение. Малыш до 2-3 лет хватает, хлопает ладошкой по всему, до чего дотянется. Младший дошкольник уже понимает, что все подряд трогать нельзя. Он проявляет осторожность, и в настораживающих его ситуациях прикоснется только пальчиком, быстро одернув руку. Правда, остается еще проблемой то, что не все реально опасные ситуации распознаются ребенком.
Роль тактильных ощущений в восприятии формы
Многие образы в дошкольном возрасте формируются и запоминаются благодаря информации, поступающей через тактильные каналы. Получив в подарок огромную мягкую игрушку, ребенок наслаждается ее мягкостью, шелковистостью, еще не понимая, что же за существо олицетворяет этот великан.
Потом взрослые объяснят, что к малышу пожаловал Мишка или Верблюжонок. Но главным признаком образа для дошкольника еще долгое время будет оставаться нежная искусственная шерсть.
Вычленение отдельного признака способствует и при восприятии формы и контуров геометрических тел, коих среди детских игрушек предостаточно. Дошкольник твердо усваивает, что кубики имеют четкие углы, а все, что отличается круглой формой, можно называть мячиком.
Узнавать эти формы в дальнейшем ребенку помогает зрительное и тактильное восприятие. В большинстве случаев малыш, конечно, увидит угловатые или сферические фигуры. Но, если предложить дошкольнику игру с закрытыми глазами и давать ему в руки предметы соответствующих геометрических форм (кубик, мячик, колечко, пирамидку), он успешно их определит.
Упражнения на развитие ощущений и осязания
Тактильное восприятие информации настолько важно, что в психологической науке его часто называют тактильным зрением. Причем, имеем тот случай, когда не бывает рано начать активное развитие осязательных способностей.
В настоящее время существуют развивающие мягкие конструкторы с вырезанными формами и набором разнообразных фигур, которые ребенку нужно вкладывать в соответствующие ячейки.
Кроме готовых моделей, полезно использовать подручные средства. Повышают чувствительность кожных рецепторов манипуляции с песком, манной или другой мелкой крупой. Дети прикасаются ладошками, сжимают, пересыпают, погружают руки в такой сыпучий материал, что дает им различные ощущения.
Малыши с интересом ощупывают со всех сторон те предметы, которые им дает мама или другой значимый взрослый. Более того, они пробуют их на зуб, в чем нет никакой необходимости для продвижения в развитии осязательных навыков.
Достаточно просто дать возможность всячески потрогать предмет, обратить внимание на особенности поверхности или формы. Потом назвать свойства и объект, чтобы ребенок постепенно запоминал нужные связи. Например, «это желудь – сам он гладкий, но имеет шершавую «кепочку».
Детям среднего и старшего дошкольного возраста нравятся упражнения, в которых заключена некоторая таинственность. А распознавание предметов или материала на ощупь содержит именно элемент загадочности. Интересно проходит игра, когда предметы находятся за ширмой или в мешочке, и детям нужно распознать их только на основе осязательного обследования. Лучше, если в такой игре участвуют 2-3 человека.
Упражнение 1. Подготовьте набор мелких предметов, хорошо знакомых дошкольнику. В такой набор могут войти пуговица, ракушка, желудь, колечко, камушек, колпачок от шариковой ручки и подобные атрибуты. Сложите их в непрозрачный мешочек. Предложите детям по очереди запускать руку в мешочек, выбирать один предмет, описывать его словесно, не вытаскивая из мешочка, и называть.
Упражнение 2. Познакомьте заблаговременно детей с различными крупами и природными материалами: зерно, гречка, горох, бобы, тыквенные и подсолнечные семечки, некоторые виды орехов особенной формы. Как и в предыдущем упражнении, участникам необходимо определить на ощупь, что оказалось в их руке.
Упражнение 3. Подготовьте небольшие лоскутки ткани различной фактуры. Это могут быть клочки сатина, грубого полотна, бархата, батиста, органзы… Предварительно изучите с детьми тактильные особенности каждой ткани и ее название, а затем начинайте игру.
Подобные игры, несомненно, полезны детским ручкам. Помимо оттачивания кожной чувствительности и тактильного восприятия, они способствуют развитию мелкой моторики. Вопрос, нужно ли специально уделять внимание восприятию, основанному на тактильных ощущениях, снимается очевидной истиной, что процесс восприятия является основой для развития мышления и сознания ребенка.
Тактильное управление: наработка опыта — Control Engineering Russia
Возрастание эффективности и роли тактильных средств управления сопровождается снижением их стоимости.
Подавляющая часть людей общается с компьютерами при помощи зрения и слуха. Однако, в некоторых случаях, самым подходящим чувством стало бы осязание. Производители в сфере компьютерных технологий признают это и расширяют использование тактильных решений.
Тактильный (от греческого слова, означающего «схватить» или «потрогать») отражает способность оборудования давать на выходе сигнал, который мы можем чувствовать, благодаря осязанию, а не видеть или слышать. Тактильный сигнал — это обычно отдача или вибрация. Насколько сильная отдача? «Маленькие аппараты выдают 3-4 ньютона [от 300 до 400 грамм], а некоторые большие — более, чем 30 Н [3 килограмма]”, — утверждает Бен Лэндон, специалист по тактильному оборудованию компании SensAble Technologies Inc.
Применение тактильных технологий
Можно выделить две основные сферы применения тактильных технологий: виртуальная реальность (в том числе игры и медицинские тренинги) и удаленное управление (или телеуправление). Хотя самой очевидной возможностью использования тактильных технологий являются компьютерные игры, аналогичные проекты существуют и в промышленности. Например, тактильные технологии предоставляют пользователям возможность потрогать и почувствовать объекты компьютерного дизайна и проектирования в системах САПР и подобных. Такие средства предоставляют обратную связь с программным приложением, в котором ведется проектирование, а полностью электронное рулевое управление и тормоза вполне реалистично реагируют на действия операторов или водителей, избавляя от массивных и сложных прямых соединений или систем с усилителями.
«Рука» Omni производства компании SensAble Technologies поддерживает позиционирование с шестью степенями свободы и силовую обратную связь
Тактильные технологии, применяемые в медицине, — это способ защитить пациента от врачебных ошибок, они обеспечивают «виртуальный» тренинг для неопытного персонала. Тактильные медицинские тренировочные системы с поражающей реалистичностью воспроизводят ощущение погружения иглы или перитонеоскопа и позволяют видеть результаты на экране, а заодно и слышать, как жалуется пациент, если что-то сделано неправильно. Такие приборы могут быть использованы для проведения стоматологических процедур и многого другого.
«Существующий сегодня процесс обучения врачей сопровождается долей риска, — считает Том Андерсон, президент компании Novint Technologies. — Во время первых 50 процедур на живом пациенте, они учатся”. В Novint есть эпидуральный и дентальный имитаторы, которые получили положительные отзывы от пользователей. Майкл Левин, вице-президент и главный менеджер по промышленным и игровым технологиям компании Immersion Corp., сообщает, что сейчас используются около 800 приборов его компании, имитирующих сосудистую систему. Они позволяют обучать студентов технике введения иглы капельницы.
Тактильные технологии также находят применение при разработке медицинских имплантатов, отмечает Боб Стейнгарт, президент и директор по производственным вопросам компании SensAble Technologies Inc. Данные компьютерного томографа поступают в виде вокселов (трехмерных объемных пикселов). Оборудование SensAble использует тот же формат. «Представьте себе человека с дыркой в черепе, — объясняет Стейнгарт. — Следует начать с модели, полученной при помощи компьютерного или магнитно-резонансного томографа. Цель — получить протез, который заполнит это отверстие. Используя нашу систему вокселов и виртуальный наполнитель — модель черепа тоже будет состоять из вокселов, — можно получить очень хорошо подогнанную синтетическую часть тела, и, главное, очень быстро. Выходные данные обычно подаются на прибор, который быстро создает прототип, а в некоторых случаях — на фрезерный станок».
«Тактильные технологии также могут быть использованы для улучшения представления данных, — отмечает Лэндон (комапния SensAble), — что дает возможность пользователю ориентироваться в целом море данных (например, сейсмическое отображение скальных пород) при помощи дополнительных средств восприятия. У Вас есть не только цвет и время, но также силовое воздействие, что поможет вам определить характер данных».
Кнопки, мыши, джойстики
Возможно, самый простой пример тактильных технологий — это регулировочные ручки, наподобие тех, которые используются для настройки радио. Оснастив такую ручку двигателем и тормозом, можно добиться различных типов фиксации, упора и даже амортизации. И все эти характеристики можно изменять по мере необходимости.
Тактильные мыши поддерживают отдачу или вибрацию, или и то и другое в качестве реакции программного обеспечения на действия пользователя. Они применяются в широком спектре задач: от игр до физиотерапии, а сейчас исследуется применение тактильной мыши в качестве инструмента ввода данных в компьютер для слепых людей. При использовании тактильной мыши возникает одна проблема. Она заключается в том, что мышь должна иметь какие-либо средства отслеживания своего абсолютного положения; сейчас для этого используют оси или нити, связанные с основой.
Робототехника наоборот: виртуальные манипуляторы
В виртуальном трехмерном мире тактильные технологии соответствуют «роботам наоборот”. Робот позволяет виртуальному миру (программному обеспечению) манипулировать реальными объектами. Тактильный прибор позволяет человеку манипулировать виртуальными объектами и чувствовать их, как если бы они были настоящими.
Сенсорный экран, оборудованный электромагнитными приводами
Тактильный сенсорный экран использует электромагнитные приводы в углах экрана, чтобы верхний слой, к которому прикасается человек, мог вибрировать (схема дана с разрешения Immersion Corp.)
Например, пользователь может взяться за манипулятор (некоторые системы используют перчатку или «кольцо»), соединенный с системой кронштейнов.
У тактильных приборов могут быть три степени свободы (3 СС), которые позволяют ощущать оси X, Y и Z, или 6 степеней свободы (6 СС), которые также чувствительны к повороту и наклону. Количество степеней свободы отражает количество изменяемых параметров. Система чувствует положение рукоятки и передает пользователю соответствующую отдачу и вибрацию с помощью встроенных двигателей и систем торможения. Когда курсор встречает виртуальный объект, оператор чувствует сопротивление, которое может быть жестким (для твердого объекта), мягким или эластичным. Если это необходимо, рукоятка может вибрировать, чтобы имитировать, например, ощущения человека, ведущего пером по неровной поверхности. Тактильные перчатки могут использоваться в физиотерапии, чтобы помочь пациентам, перенесшим сердечный приступ, вернуть силы и улучшить функции организма.
Исследователи Японского технологического университета города Тоехаши изучали возможность применения тактильных джойстиков для управления подъемными кранами с целью предотвращения столкновений. Некоторые организации занимаются разработкой систем тактильной обратной связи для хирургических роботов (которые, в действительности, дистанционно управляются). Нано-технологи пытаются интегрировать тактильные приборы в сканирующие электронные микроскопы, чтобы обеспечить чувство прикосновения при манипуляции нано-объектами.
Сенсорные экраны с обратной связью
Совсем недавно тактильные технологии стали использовать при изготовлении сенсорных экранов. Обычные сенсорные экраны позволяют оператору воздействовать на любую точку поверхности экрана, а тактильные технологии дают возможность действительно это почувствовать. Нажмите на кнопку, и вы почувствуете (а часто даже услышите) щелчок. Виртуальные кнопки могут быть любого размера или формы и находиться где угодно на экране. Тип реакции на прикосновение тоже может различаться.
В декабре 2005 года компания Volkswagen AG получила лицензию на использование тактильных технологий компании Immersion в автомобильных панелях. Вместо того, чтобы просто ощущать твердую поверхность виртуальной контрольной панели, водители чувствуют, как кнопки утапливаются и отпускаются, совсем как настоящие кнопки и переключатели. По словам Левина, пользователи, которым предлагали выбор между сенсорными экранами с тактильным откликом и без него, выказывали большое предпочтение тактильным вариантам, и если они могли выбрать только один вариант, они выбирали именно этот.
Чувство прикосновения можно воссоздать несколькими способами. Вероятно, самым прямым будет построить целый ряд подвижных контактных выводов на экране так, что поверхность действительно примет желаемую форму. Хотя такой подход и эффективен, он сложен и дорог. Более простой подход — расположить в углах экрана электромагнитные приводы, которые будут управлять движением внешней поверхности сенсорного экрана (см. схему). Исследования показали, что критическим параметром является не расстояние, а ускорение. Согласно стандарту ассоциации NEMA, смещение может составлять от 0,1 до 0,2 мм.
В то время как тактильные технологии завоевывают все большее признание в играх и тренировочных имитаторах, расширение области промышленного применения проходит медленнее. Одним из факторов, который будет способствовать расширению применения этой технологии в промышленном оборудовании, является упрощение задачи интеграции тактильных технологий в итрерфейсы.
Большинство компаний, занимающихся тактильными технологиями, предлагают целый ряд программных интерфейсов (API) для различных областей применения этих технологий и другого программного обеспечения, облегчающего разработку. Immersion Corp работает над универсальным комплектом, состоящим из небольшой круглой панели, набора приводов и руководства по эксплуатации. В панели заранее запрограммированы тактильные эффекты, любые другие можно будет дополнительно загрузить и сохранить на флэш-памяти. Компания SensAble Technologies также предлагает различные тактильные средства для своего оборудования.
Снижение стоимости также приведет к увеличению спроса на тактильные технологии. В нижнем ценовом диапазоне находится модель Falcon компании Novint с тремя степенями свободы, которая продается за 150-200$. Хотя этот прибор создан для повседневного применения, опыт показал, что некоторые потребительские электронные товары проникают в промышленный и коммерческий сектор практически без изменений. И если они производятся и продаются в количествах, характерных для розничной продажи, цены могут оказаться весьма привлекательными. Что касается надежности прибора, то, по словам Андерсона (компании Novint), эта продукция «рассчитана на то, что люди будут по ней стучать, им также захочется, чтобы она работала непрерывно в течение длительного времени, особенно, когда они играют на ней в видео игры».
Первая версия Novint Falcon поддерживала три степени свободы и стоила около 100 $
Phantom Omni компании SensAble — «рука» с шестью степенями свободы, прикрепленная к основанию, которое может располагаться на рабочем столе — стоит около 2400$ вместе с пакетом программного обеспечения. Что касается сенсорных экранов: доступны дисплеи Immersion размером до 19″, цена устройства тактильной обратной связи примерно равна цене сенсорного экрана.
Хотя тактильные технологии далеко не совершенны, уже ясно, что у них многообещающее будущее в промышленной сфере. Хотя обычные мыши, скорее всего, не исчезнут, несмотря на то, что компания Novint назвала одну из своих моделей Falcon (Сокол) в честь хищной птицы, питающейся мышами, может оказаться, что не только они смогут выполнять такие функции.
се
Вконтакте
Google+
Тактильное общение между мужчиной и женщиной, с ребенком
В межличностных коммуникациях тактильный контакт играет очень важную роль, поскольку может являться проявлением внимания к определенной персоне, что дает возможность укрепить отношения. Тактильное общение обычно не используется в деловой обстановке. Однако при встрече друзей, родственников, в дело мгновенно вступают различные прикосновения, начиная от простых рукопожатий, заканчивая объятиями. Для некоторых людей этот способ общения стал приоритетным, так они могут лучше усваивать информацию. Но замкнутые люди обычно стараются избегать любых тактильных контактов.
Исторически сложилось так, что предки человека первыми начали использовать тактильное общение. И, согласно предположению ученых, даже с учетом развитой речи, численность людей без этого, оказалась бы гораздо меньше. Ведь осязание способно объединять разные народы.
Что такое тактильное общение и как оно работает в жизни
Тактильный контакт происходит на уровне сенсорных рецепторов. Они есть на коже, в суставах, внутреннем ухе. Это вершина невербальной коммуникации. К такому рода общению можно отнести приветственные поцелуи и рукопожатия, прощальные объятия, прикосновения во время разговора, что позволяет понять его направление. Особенность тактильных контактов — выражение определенных эмоций. Жесты дают возможность лучше показать и отразить то, что человек испытывает на данный момент.
Всего выделяется 5 типов тактильного взаимодействия:
- социальное/вежливое;
- функциональное/профессиональное;
- дружеское/теплое;
- любовное/интимное;
- сексуальное/возбуждающее.
Тактильный контакт может быть проявлением доверия. Ни один человек не позволит к себе прикоснуться тому, кому он не доверяет. Соответственно, прикосновение в этом случае выступает подтверждением лояльного, дружеского отношения. С помощью тактильного общения можно успокоить родственника, проявить особенную теплоту к другу. Объятия помогают раскрыться и успокоиться, что позволяет скорее восстановить внутреннее равновесие.
В бизнесе прикосновения стараются свести к минимуму. Однако иногда они могут стать обозначением особой важности сообщения. Также руководители могут прикасаться к подчиненным, чтобы повлиять или расположить к себе собеседника, однако обратное невозможно в связи с психологическим барьером.
Всего существует 3 основных вида тактильных контактов:
- Профессиональное или деловое касание. Врачи, парикмахеры, портные и некоторые другие профессии не могут избежать тактильного общения. В их прикосновениях отсутствует эмоциональный окрас, благодаря чему все касания спокойно воспринимаются. Однако в деловой сфере такие жесты могут вызывать непонимание, за исключением касаний благодарности.
- Ритуальные касания. Имеются в виду повторяющиеся ответные действия, например поцелуй в щеку на прощание с аналогичным действием от другой стороны.
- Любовный контакт. Сигнализирует о привязанности.
- Сексуальный или интимный контакт. Является продолжением любовного и подтверждением значимости человека в отношениях.
Отдельно стоит выделить насильственные контакты. Это может быть как доминирование в паре, так и одноразовое насилие, в том числе интимное. Доминирование, как правило, не имеет обострений и обычно тоже выражается лишь от случая к случаю.
Как проявляется тактильное общение между мужчиной и женщиной
Между мужчиной и женщиной подобный тип общения позволяет выразить бережное обращение. Те, кто любят друг друга, обычно стараются выразить привязанность не только словами, но и различными прикосновениями, объятиями. Таким образом можно показать, что избранник совсем не безразличен.
Кинестетики — люди, для которых тактильные ощущения играют особую роль. Через них им удается куда лучше познавать мир, в отличие от визуалов и аудиалов, для которых картинка и звук являются более приоритетными в познании мира.
Тактильное общение с ребенком — защита и уверенность
Изначально дети не могут говорить и даже воспринимать окружающий мир своим зрением, в такой степени, чтобы это приносило пользу их развитию. В это время только мать помогает им чувствовать себя в безопасности. Поглаживание, ношение на руках — все это помогает малышу ощущать себя спокойней. Тут стоит отметить, что многие, кто недополучил свою долю внимания в этот период, впоследствии могли начать замыкаться в себе, более того, отдельные личности могут скатиться до совершения преступлений.
Тактильный контакт с матерью вызывает более активное развитие нервной системы, также поглаживания укрепляют кровеносную систему и массажируют мышечные ткани. Пестования помогают малышу в развитии. Кроме того, впоследствии из-за таких тактильных контактов ребенок лучше чувствует свое тело и осознает место в семейной иерархии. Таких детей легче обучать, и все это происходит из-за простого прикосновения матери.
Считается, что при длительном тактильном общении дети намного меньше болеют, растут более независимыми и чувствуют себя защищенными.
Тактильный контакт с ребенком — видео
Статья на тему: Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики
РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. К осязанию относят тактильную (поверхностную) чувствительность: ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.
Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития ребёнка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Прикосновение к материнской груди, попытки ухватить погремушку, дотронуться губками, ручками, ножками до любого незнакомого предмета – важнейшие, естественные движения малыша. Рука, пальцы, ладошки – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. Тактильные ощущения позволяют мысленно сравнивать различные поверхности.
Чем тоньше тактильные ощущения у ребёнка, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.
Самые распространённые тактильные ощущения – это мануальные (ручные). Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно ещё в Китае во II веке до н. э. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
По подобию китайских упражнений для ладоней с каменными и металлическими шарами, в своей практике я использую деревянные и пластиковые шарики. Популярность подобных занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные занятия с шарами улучшают память, умственную способность, устраняют эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Также использую упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами, которые широко распространены в Японии, и перекатывание между ладонями и фалангами пальцев шестигранного карандаша, оказывающие прекрасное оздоравливающее и тонизирующее воздействие на организм человека.
При обучении игре на музыкальном инструменте важную роль играет комплексное развитие природных данных ученика. Мы рассмотрим только 2 фактора, позволяющие наиболее полноценно осваивать игру на инструменте – мелкая моторика и тактильные ощущения.
В большинстве своём предложенные далее упражнения развивают и тактильные ощущения, и мелкую моторику тесно взаимосвязаны.
Мелкая моторика – это хорошая работа пальцев рук. А развитие движений пальцев рук тесным образом связано с нормальным развитием речи. Это определяется расположением в головном мозге моторной речевой зоны, которая практически является частью двигательной области. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Из своего опыта могу сказать, что дети, которые могут достаточно свободно выразить свою мысль словами, имеют меньше затруднений в процессе обучения.
Предлагаю несколько упражнений на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.
Упражнение №1 «Поймай игрушку». Педагог касается мягкой игрушкой разных частей тела ребёнка, а ребёнок с закрытыми глазами определяет, где игрушка. С помощью такого упражнения учим строение руки (пальцы, кисть, запястье, предплечье, плечо), а так же части тела: рука, нога, спина, грудь.
Вариант: использование перчаток разной жёсткости. Их можно применять на освоение звукоизвлечения, правильной посадки за инструментом. Например – мягкий звук – дотронуться мягкой перчаткой и, наоборот; при исправлении посадки и удержания инструмента в местах, нуждающихся коррекции, дотронуться жёсткой перчаткой. При правильной посадке похвалить поглаживанием мягкой перчаткой.
Упражнение №2 «Угадай на ощупь». Ученику предлагается на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы. На начальном этапе различаем железное и деревянное: старые струны, ключи, деревянные шарика, кубики, линейки. Действие осуществляется, желательно с закрытыми глазами, обучающийся описывает предмет – какой он на ощупь, на что похож, какой звук может издавать.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатные, гладкие, пушистые и т. д. В своей работе я использую пластилин разный по фактуре, солёное тесто, массу для лепки. Лепим из данных материалов образы: скрипичный ключ, нота, инструмент, шарики, колбаски. Совмещаем различный материал в одном изделии. Дополнительное задание – работать только подушечками пальцев, фалангами, ладонью.
Детям очень нравятся пальчиковые краски. При работе с ними закрепляем понятия «подушечки пальцев», «фаланги». Рисуем музыку, тишину, настроение, штрихи.
Упражнение №3 «Верёвочка». Для работы нужны отрезки верёвочек различной длины, фактуры, цвета. Задание: связать отрезки в длинную верёвочку с наименьшими концами. Завязывать только пальцами.
Упражнение №4 «Что внутри?». Ученику предлагают воздушные шарики, внутри которых различные наполнители: вода, песок, горох, различные крупы (манка, рис, греча и т.д.). Шарики с каждым наполнителем должны быть парными, но лучше разных цветов. Обучающийся должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
Упражнение №5 «Угадай предмет по контуру». Ребёнку завязывают глаза и дают вырезанную из картона фигуру. В нашем варианте это элементы нотного письма. Ребёнок угадывает предмет. Убрать фигуру, развязать глаза и попросить по памяти нарисовать её, сравнить рисунок с контуром, можно обвести фигуру. Для разнообразия при изготовлении фигур использовать различный материал: вата, фетр, бархатная бумага.
Упражнение №6 «Отгадай-ка». На спине ученика обратной стороной карандаша или пальце пишем цифру, букву, знак нотного письма. Ребёнок должен определить, что это за символ. Чаще применяю это упражнение на групповых занятиях.
Упражнение №7 «Ловкий карандаш». Это манипуляции с не подточенными карандашами или палочками: а) зажать карандаш между соседними пальцами и совершать им колебательные движения; б) удерживать равновесие карандаша, положенного на вытянутый палец. Как вариант можно использовать деревянные пластинки.
Упражнение №8 «Хваталочки». Используются игрушки с антистрессовым наполнением. На маленьких игрушках отрабатываем постановку игрового аппарата и его развитие. На игрушках побольше – цепкость. Резко передать из одной руки в другую игрушку и цепко её схватить, используя понятия подушечки, фаланги.
Представленные упражнения являются далеко не исчерпывающими, но помогают педагогу разнообразить и качественно улучшить образовательный процесс.
Список используемой источников:
- http://nsportal.ru/ Консультация по теме: Влияние развития мелкой моторики на речевое развитие детей. Социальная сеть работников образования.
- http://nsportal.ru/ Методическая разработка по теме: Консультация для родителей. Влияние тактильных ощущений на развитие речи.
- http://adalin.mospsy.ru/ Пономаренко А. Сенсорное развитие детей.
- http://nsportal.ru/ Самойленко М. Г. Методическая разработка на тему «Консультация для воспитателей».
Дик Нина Николаевна
педагог дополнительного образования
МАОУ ДОД «Детский центр культуры»
г. Березники
тактильно-кинестетических учеников | Изучение стиля
Тактильные и кинестетические учащиеся, составляющие около 5% населения, лучше всего усваивают информацию, делая, переживая, касаясь, двигаясь или проявляя определенную активность.
- Наслаждайтесь ощущениями, открытиями и действиями
- Помните, используя инструменты, создавая модели и манипулируя предметами
- Учиться через эмоции, прикосновения, движение и пространство
- Наслаждайтесь демонстрациями концептуальных демонстраций
- Овладеть навыками через имитацию и практику
- Воспользуйтесь практическими методами обучения
- Мне трудно сидеть на месте в течение длительного времени
- Вспомните, кто делал то, что делал в прошлом, а не то, что они говорили или как они выглядели
- При обучении предпочитаю стоять, ходить или задействовать большие моторные мышцы.
- Учитесь на экскурсиях и полях
- Собираю вещи
- Плохой почерк
- Слабее пишут
- Говорите быстро, используя руки для связи
- Воспользуйтесь ролевыми играми и симуляторами
- Наслаждайтесь фоновой музыкой во время учебы или работы
- Спортсмены
- Делайте частые перерывы во время учебы
- Думайте о физических действиях
- Может играть на музыкальном инструменте
- Наслаждайтесь изучением окружающей среды
- Заниматься единоборствами, танцевать
- Может понимать концепции, когда абстрактные теории сочетаются с практическим опытом
- Наслаждайтесь научными экспериментами, строительными играми, декоративно-прикладным искусством
- Можно считать гиперактивным
- Более расслабленный и открытый для обучения в кресле-подушке
- Хороший внутренний компас для ориентировки около
- Беспокойство во время долгих лекций
- Приятное прикосновение к другим как жест дружбы
- Предпочитаю активно участвовать, а не смотреть видео или читать книгу
- Учитесь более эффективно, когда можете свободно передвигаться
- Учится, эффективно лежа на полу или в постели, ерзая, постукивая пальцами или касаясь предметов
Рекомендации для изучающих тактильно-кинестетическую деятельность
- Создать модель
- Продемонстрируйте принцип
- Практика техники
- Участвуйте в симуляциях
- Заниматься практической деятельностью
- Учеба в удобном положении, не обязательно сидя на стуле
Предпочитаемые стили тестирования для учащихся, изучающих тактильно-кинестетическую деятельность
Множественный выбор, короткие определения, заполнение пробелов
Худший тип испытаний
Длинные контрольные эссе
Возможные карьерные пути
Танцоры, персональные тренеры, учителя физкультуры, актеры, пожарные, спортсмены, мимы, мастера боевых искусств, учителя йоги, персональные тренеры
.
Каков ваш стиль обучения? Стили обучения
Какой у вас стиль обучения? Стили обучения
Аудитория
Если вы обучаетесь на слух, вы учитесь, слушая и слушая. Вы понимаете и запоминаете то, что слышали. Вы храните информацию так, как она звучит, и вам легче понять устные инструкции, чем письменные. Вы часто учитесь, читая вслух, потому что вам нужно это слышать или говорить, чтобы узнать это.
Как слуховой ученик, вы, вероятно, напеваете или разговариваете с собой или другими, если вам становится скучно. Люди могут думать, что вы невнимательны, даже если вы слышите и понимаете все, что говорится.
Вот несколько вещей, которые могут делать слушатели, подобные вам, чтобы лучше учиться.
- Сядьте так, чтобы вы могли слышать.
- Регулярно проверяйте свой слух.
- Используйте карточки, чтобы учить новые слова; прочтите их вслух.
- Читайте вслух рассказы, задания или указания.
- Запишите сами слова правописания и затем прослушайте запись.
- Прочтите вам вопросы теста вслух.
- Изучите новый материал, прочитав его вслух.
Помните, что вам нужно слышать вещей, а не просто видеть вещи, чтобы хорошо учиться.
Визуальный
Если вы визуальный ученик, вы учитесь, читая или просматривая картинки.Вы понимаете и запоминаете вещи в лицо. Вы можете представить себе то, что изучаете, в своей голове, и лучше всего вы усваиваете, используя методы, которые в основном являются визуальными. Вам нравится видеть, что вы изучаете.
Как визуальный ученик, вы обычно аккуратны и чисты. Вы часто закрываете глаза, чтобы что-то визуализировать или вспомнить, и вы найдете что посмотреть, если вам станет скучно. Вы можете испытывать трудности с голосовыми указаниями и легко отвлекаетесь на звуки. Вас привлекают цвета и устная речь (например, рассказы), богатая образами.
Вот некоторые вещи, которые могут делать визуальные ученики, чтобы лучше учиться:
- Сядьте в передней части класса. (Это не значит, что вы домашнее животное учителя!)
- Регулярно проверяйте зрение.
- Используйте карточки, чтобы учить новые слова.
- Попытайтесь визуализировать то, что вы слышите, или то, что вам читают.
- Запишите ключевые слова, идеи или инструкции.
- Нарисуйте картинки, чтобы объяснить новые концепции, а затем объясните картинки.
- Цветовой код вещи.
- Не отвлекайтесь во время учебы.
Помните, что вам нужно видеть вещей, а не просто слышать, чтобы хорошо учиться.
Тактильные
Если вы тактильно обучаетесь, вы учитесь, касаясь и делая. Вы понимаете и запоминаете вещи посредством физического движения.Вы «практический» ученик, который предпочитает трогать, перемещать, строить или рисовать то, что вы изучаете, и вы склонны лучше учиться, когда задействован какой-либо тип физической активности. Вам нужно быть активным и делать частые перерывы, вы часто говорите руками и жестами, и вам может быть трудно сидеть на месте.
Как тактильный ученик, вам нравится разбирать вещи и складывать их вместе, и вы, как правило, находите причины возиться или передвигаться, когда вам становится скучно. Вы можете быть очень хорошо скоординированными и иметь хорошие спортивные способности.Вы можете легко вспомнить, что было сделано, но у вас могут возникнуть трудности с запоминанием того, что вы видели или слышали в процессе. Вы часто общаетесь прикосновениями и цените физически выраженные формы поддержки, например, похлопывание по спине.
Вот некоторые вещи, которые могут делать тактильные ученики, как вы, чтобы лучше учиться:
- Участвуйте в делах, связанных с прикосновением, построением, перемещением или рисованием.
- Выполняйте множество практических занятий, например, завершайте художественные проекты, гуляйте или разыгрывайте истории.
- Нормально жевать жвачку, ходить или раскачиваться в кресле во время чтения или учебы.
- Используйте карточки и разложите их по группам, чтобы показать взаимосвязь между идеями.
- Обведите слова пальцем, чтобы узнать правописание (правописание пальцем).
- Делайте частые перерывы во время чтения или учебы (частые, но непродолжительные).
- Нормально постучать карандашом, встряхнуть ногой или за что-то держаться во время обучения.
- Используйте компьютер, чтобы усилить обучение через осязание.
Помните, что лучше всего вы усваиваете , выполняя , а не просто читая, видя или слушая.
.
эффективных стратегий обучения студентов с визуальным, слуховым и тактильным обучением
Эффективные стратегии преподавания визуального, слухового и тактильного обучения
студенты
Студенты получают знания по-разному. Этот процесс
обучение зависит от сформированного паттерна восприятия, ощущения, восприятия
и удержание, которое уникально для каждого человека. Некоторые студенты могут найти
легче понять процессы, когда они продемонстрированы, в то время как другие уже могут
получить его однажды устно.Хотя некоторые ученики выживают на уроках, слушая
только профессору, некоторые могут просто читать свои книги дома. Эти
модели поведения, называемые стилями обучения, являются важными чертами, которые учащиеся
должен иметь возможность работать в школе.
Как упоминалось ранее, студенты учатся по-разному — некоторые видят,
одни — слушая, другие — читая. Некоторые даже узнают больше, делая
это сами. Первое, что должен сделать учитель, — это определить
стиль обучения своих учеников.Для этого учитель должен определить
сенсорные системы, которые работают с конкретным учеником. Он или она должны
далее определите раздражитель, на который реагирует сенсорная система. За
Например, ребенок, который учится быстрее, видя демонстрацию, является наглядным
ученик. Ребенка тоже можно классифицировать визуально, если он предпочитает читать.
Затем необходимо провести различие между зрительным зрением и зрительным чтением.
С другой стороны, ученик, который слушает в классе, может быть классифицирован как слухово-вербальный,
в то время как студент, который имеет тенденцию хорошо работать, слушая музыку, может быть классифицирован
слухово-музыкальный.Наконец, ученик, который учится, выполняя определенное задание, может
классифицироваться как тактильно работающий, в то время как тот, кто намеренно делает записи
и понимает, что уроки могут быть тактильно-письменными. С этими шестью удобными
классификаций, учитель теперь может выбрать как минимум две для объединения. Объединение
сенсорные классификации будут полезны не только одному ученику, но и
ориентируйтесь на многих в классе.
Студент, умеющий читать и писать тактильно, извлекает выгоду из копирования заметок
с доски или книги.Может быть полезно прочитать и исследовать
задачи для этого ученика, поскольку он или она уже учатся самостоятельно.
С другой стороны, ученик с визуальным зрением и тактильной работой получит пользу.
больше экспериментов и декоративно-прикладного искусства, а не письменных
работает. Если ребенок читает зрительные образы и работает тактильно, он или она может
также выиграют от экспериментов, но будут работать больше, если им будут предоставлены самоучители.
модуль. С другой стороны, ученик с визуальным зрением и тактильным письмом может
больше всего выиграют от прямого наблюдения и записи заметок, поэтому
например просмотр и заполнение контрольного списка или ответы на вопросы.
Если учащийся зрительно-зрительный и слухово-вербальный, его можно ожидать
просто прийти в класс и послушать учителя. Он или она не может писать
записывать больше, потому что участия в дидактических занятиях может быть достаточно. За
ученику, который умеет читать и слышать, лучше всего будет дать ему
или ей несколько заданий по чтению перед тем, как пойти в класс. В этом смысле,
он или она сначала получит информацию из домашнего задания по чтению,
а затем закрепите это, выслушав учителя на следующий день.Дело
отличается для слушателей музыкального слуха. Когда ребенок наглядно читает
и слухово-музыкальные, задания по чтению будут работать при условии, что студент
также дается музыка для прослушивания. Для зрительно-зрительного и слухово-музыкального
учащимся, иногда может помочь музыка в классе во время обсуждения,
пока музыка не сильно отвлекает.
Студенты, обучающиеся на слуховой речи и тактильному письму, получат большую пользу от
диктовали лекции или дидактику, когда им приходилось делать заметки.Для слухово-вербального
учащиеся, работающие тактильно, отдавая словесные команды по ходу занятия
помогу. Для слушателей слухово-музыкальной тактильной работы и тактильного письма,
повторное воспроизведение музыки в классе во время сидячей работы или экспериментов может сработать. Это
всегда следует помнить, что упомянутые выше классификации более
или менее доминирующие черты, которыми может обладать студент. Нет единого обучения
стиль работает для всех учеников, поэтому учитель может пробовать разные методы
и посмотрите, что лучше всего подходит для определенного класса.
Больше о стилях обучения
.
Общие факты | ||
| ||
Сильные стороны тактильно-кинестетического ученика в обучении | ||
| ||
Стратегии обучения для тактильно-кинестетического ученика | ||
| ||
Стратегии обучения тактильно-кинестетическому учащемуся | ||
| ||
Основные черты тактильно-кинестетического ученика | ||
| ||
Практические советы для тактильно-кинестетического ученика | ||
Тактильная активность | Кинестетическая деятельность | |
|
| |
.